Честность в отношении прошлого может быть опасной

От редакции.Несколько статей РЖ за прошлый год, посвященных политике памяти, вызвали бурные дискуссии в среде интеллектуалов. Вспоминая эти споры, мы возвращаемся к дискуссии и предоставляем слово видному специалисту по России, профессору Лондонской школы экономики и политических наук Доминику Ливену.

* * *

Политика памяти проявляется в том, что общество помнит о своем прошлом, а также в том, для чего используется память. Представления о прошлом непосредственно влияют на настоящее, определяют, кем мы считаем себя, как выстраиваем отношения с другими сообществами, что собираемся делать в будущем.

Новейшую историю подделывать сложнее, потому что есть люди, которые помнят, как было на самом деле. Событиями давно минувших дней манипулировать гораздо проще. При этом правда и ложь в коллективной памяти могут переплетаться. Не стоит считать подлинными любые воспоминания, которые стали для народа святыми. Они могут быть выдумкой, которая пришлась по нраву людям. Приятными воспоминаниями манипулировать проще всего.

Важный вопрос – вопрос о коллективной ответственности. Люди должны отвечать только за свои собственные действия, однако государства в какой-то степени обязаны нести ответственность за прошлое. Так, например, общество в послевоенной Германии признало свою ответственность. А австрийцы, среди которых было не меньше нацистов, от своей коллективной вины открещиваются.

Принять и признать прошлое сложно, особенно если речь идет об обиде, нанесенной другому народу. Для политика это сложно вдвойне. Можно вспомнить Вацлава Гавела, который признал, что чехи выгоняли немцев в 1945–1947 годах. У чехов были основания испытывать негативные чувства к немцам, и большинство населения Гавела не поняло. Однако он пошел на этот смелый шаг, который помог двум народам переступить через прошлое.

Государства формируют политику памяти с помощью уроков истории, музеев, памятников, праздников по случаю годовщин. До какого-то предела контролировать политику памяти необходимо. Вопрос в том, как далеко заходит государство. Идеально было бы донести до общества его историю, сделать гордым за свое прошлое, не нанося вреда другим народам.

На международном уровне политика памяти также имеет выборочный характер. Например, японская версия бомбардировок Хиросимы и Нагасаки противоречит тому, что написано в английских и американских учебниках. У наций есть своя память, которая может противоречить международной, а та, в свою очередь, определяется доминирующей идеологией. Сегодня можно говорить о гегемонии либерально-демократической идеологии, что оказывает влияние на то, каким странам уделяется больше внимания, каким – меньше.

В разных странах предпринимаются попытки законодательно объявить преступлением отрицание Холокоста. Это, безусловно, попытка контролировать политику памяти. Но здесь речь идет о событии, которое нельзя забывать и нельзя ставить под сомнение. Люди, отрицающие Холокост, политически опасны.

Насегодняшний день Европа пока не сформировала общей коллективной памяти. Так, английские воспоминания о Второй мировой войне очень похожи на российские – гораздо больше, чем немецкие или итальянские. Если же говорить о России, надо, чтобы прошло достаточно времени, прежде чем бывшие соцстраны и бывшие советские республики смогли бы сформировать общую со всей Европой память о ней.

Не думаю, что нужно пытаться сформировать одну-единственную версию прошлого. Но некоторые воспоминания лучше не тревожить ради мирного будущего. Распад империи часто заканчивается кровавыми войнами, и мирный, бескровный распад СССР стал большим сюрпризом. Однако старые раны еще не зажили. Вряд ли в интересах России ворошить прошлое и напоминать, например, казахам, что с ними сделал Сталин. Эти воспоминания лучше оставить до более спокойных времен.

Честность в отношении прошлого может быть опасной в краткосрочной перспективе. Я бы не стал говорить о необходимости политического контроля над воспоминаниями бывших соцстран, однако некоторая избирательность в отношении памяти могла бы свести к минимуму возможности эскалации конфликта, потенциал которого сохраняется.

Специально для РЖ

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67