Антиутопия для всей семьи

Совсем недавно просторные экраны больших кинотеатров стал бороздить корабль под названием «Голодные игры». И хотя в прокате он меньше недели, на IMDB более двадцати тысяч зрителей поставили ему твердую восьмерку. Тем не менее очень вероятно, что со временем эта оценка существенно понизится, как это обычно бывает с такими фильмами.

Снял кино не последний человек в Голливуде Гэри Росс, довольно сильный режиссер. То, что у него получается хорошо снимать фильмы, особенно поразительно, потому что начинал он как сценарист, а его сценарные работы получались, сказать откровенно, не очень убедительными. Чего стоит только один «Дэйв». И даже относительно популярный фильм «Большой» держится исключительно на режиссуре, нежели берет сюжетом. Тем не менее теперь Россу доверяют снимать по одному фильму в десятилетие. В 1998 году вышел его восхитительный «Плезантвиль», американская ретро-антиутопия. В 2003 году на экранах появился «Фаворит», повествующий о лошадиных гонках времен Великой депрессии. И вот в 2012 третья картина.

Фактически «Голодные игры» представляют собой гегелевский синтез: она примиряет собой две предыдущие ленты режиссера – тезис довольно легкую антиутопию и антитезис серьезную драму об играх. Хотя последняя, третья картина все же имеет новаторский характер. Росс впервые решился снимать кино, действие которого происходит в будущем. О чем же фильм?

Есть процветающий центр «Капитолий» с очень стильными жителями, которых лучше всего было бы охарактеризовать «ультра-хипстерами», и есть 12 прилегающих к столице округов, в фильме именуемых «дистриктами», нищенствующих и практически порабощенных Капитолием. В дистриктах живут люди определенной профессиональной ориентации. Ежегодно в каждый дистрикт приезжают из центра, чтобы путем розыгрыша отобрать пару агнцев обоих полов, то есть молодого человека и девушку от 12 до 18 лет для участия в народных забавах, именуемых «Голодными играми». Далее этим 12 парам обеспечивают очень краткий курс молодого бойца и отправляют на верную смерть: останется только один из них. Однако предварительно устраивается пиар-шоу, в котором участники должны показать, во что они горазды, чтобы обратить на себя внимание «спонсоров». Именно от спонсоров во многом зависит жизнь игроков, потому что те могут оказать любимцам поддержку. Нашему зрителю предлагается «болеть» за двух персонажей из 12 дистрикта, шахтерского.

При пересказе вроде бы ничего так кино. Однако на поверку перед нами подростковая и весьма неровная антиутопия. Хотя на первый взгляд кино выглядит как практически классическая антиутопия, как и многие другие фильмы этого жанра являющаяся экранизацией довольно популярного ныне романа. Примечательно то, что мода на антиутопию в кино, стабильно державшаяся всю предшествующую декаду, никуда не ушла. Таким образом, «Голодные игры» лишь продолжают добрую традицию только что вышедшего «Времени» и довольно известных картин «Эквилибриум», «Ультрафиолет», «V значит вендетта» 2000-х (и, конечно, трилогия «Матрица»). Однако от всех этих фильмов «Игры» отличаются своей ориентацией на «игровую антиутопию», характерную для 1970-х и отчасти 1980-х. Например, можно вспомнить «Роллерболл» (не нужно путать этот фильм 1970-х с ужасным римейком 2000-х) и «Бегущего человека». Таким образом, новая картина, хотя и вписывается в тенденцию «политической антиутопии», также и обращается к ее другому поджанру, сегодня несколько подзабытому.

Есть в фильме и политическая философия, но настолько поверхностная, что даже не заслуживает особого внимания. Так власть, судя по всему, довольно авторитарная, олицетворяемая злобным старцем, которого, кстати, играет Дональд Сазерленд, держит народ в страхе, совершенно угнетая одних и предлагая зрелище другим. И сам престарелый диктатор как-то делится соображениями, что сильнее страха, который сам он использует в качестве главного инструментария власти, только надежда. И главное – народу эту надежду не давать. Однако в конце фильма, хотя власть крепко держится корней, надежду народу все же дают, будто заставляя нас думать, что дают надежду и зрителю на продолжение этого фильма. Однако нам остается надеяться, что второй части все же не будет, ибо картина слабая…

Секрет успеха «Голодных игр» прост, причем речь идет и о книге, и о самом фильме. Вот этот секрет. Возьмите «Бегущего человека» и аккуратно извлеките оттуда Арнольда Шварценеггера. Затем полученный белок напополам смешайте с картиной Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?». Если под рукой нет молодой Джейн Фонда, замените ее на какую-нибудь двадцатилетнюю замухрышку. Смешивайте аккуратно, смотрите внимательно, чтобы вместо Шварценеггера была девушка, и чтобы она была сильнее и благороднее всех мужских персонажей. И чтобы, разумеется, была против насилия и лишь по жестокой необходимости убила одного-двух злодеев. То есть проследите, чтобы в коктейль попало три унции женского самоутверждения. Затем потрясите это с помощью Гэри Росса и украсьте двумя-тремя актерскими работами. Дональд Сазерленд и Стенли Туччи сгодятся, ведь Стенли Туччи вообще – всегда хорошее украшение любой картины. Полученный результат можно подавать горячим и сразу в кинотеатр. Поскольку коктейль безалкогольный, то потреблять его должны скорее дети, чем взрослые. А изысканным гурманам он вряд ли придется по вкусу…

В общем, «Голодные игры» – это типичнейшая эксплуатация классики. И ради чего? Ради того, чтобы угодить зрителям от 12 до 18. Конечно, в кино-то пойдут именно они. Но вот чести фильму это явно не делает. Никакой крови, действия мало. А вместо него абсолютно неуместные телячьи нежности, заставляющие зевать. И даже хорошие актерские работы Стенли Туччи и Элизабет Бэнкс не спасают это убогое кино.

Но этот фильм оправдывает одно обстоятельство: он ничем не хуже всего остального, что массово сегодня бороздит просторы больших кинотеатров. Ведь сила в массовом кино…

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67