Всем бояЦЦо

Концы и начала

Только недавно в отечественный прокат вышел фильм "Хранители" американского мастера экшн Зака Снайдера. Хотя он требует серьезного обсуждения, привлекает внимание прежде всего сам факт наличия такого жанрового фильма. Дело в том, что он продолжает уже давно сложившуюся традицию нового кино - "кино-комикс", во многом обновляя уже давно сформировавшуюся культуру. Поразительно, что в единое целое органически сливаются два самых массовых вида искусства – кино в его особом ракурсе и комиксы. Хотя "Хранители" нельзя отнести к жанру "ужасов", большинство комиксов, которые впоследствии находили свое воплощение в кино, относились именно к этому жанру. Что удивительно, они всегда взаимно дополняли и обогащали друг друга.

Понять это серьезное влияние помогает не так давно вышедшая на русском языке "Книга ужаса. История хоррора в кино". Хотя заголовок книжки кричащий, все же ее суть передает он не точно. Ни сама книга, ни ее содержание ужасом не являются. Более того, она не рассказывает об ужасе в кино. Но она повествует о культурном значении ужаса и социальной реальности, эти самые ужасы порождающей.

Автор книги Дэвид Скал, помимо всего прочего, рассказывает о том, как развивался хоррор. Позаимствовав идеи у немецких экспрессионистов, американцы создали нечто совершенно своеобразное, что-то такое, что получило долгую жизнь. В 1940-х фильмы ужасов, уже проложив себе дорогу к сердцу заинтересовавшегося зрителя, сильно повлияли на культуру комиксов. Франкенштейн, Человек-волк, Дракула, Человек-невидимка стали осваивать новые сферы, перебравшись с экранов кинотеатров в красочные журналы. Тогда они стали более доступны, особенно для многих детей, в силу разных причин, не могущих посещать кинотеатры.

Правда, уже в 1950-х сами комиксы оказали сильнейшее влияние на жанр хоррора, точнее на тех мальчишек, которые станут лидерами хоррора – в кино, в чтиве. Джо Данте, автор "Гремлинов" и "Воя", Стивен Кинг, буквально глотавший журналы с ужасными историями, Стивен Спилберг, начинавший с "Пираний" и других фильмов категории "B", Том Савиньи, тесно работавший с Джорджем Ромеро, придумавшим кино про зомби, - все они воспитывались на комиксах. Все они, так или иначе пересекаясь друг с другом, впоследствии отдали дань культуре комиксов. Взять хотя бы фильм Джорджа Ромеро "Калейдоскоп ужасов", снятый в жанре комикса. Это едва ли не единственный фильм, к которому Стивен Кинг писал именно сценарий: он не является экранизацией ни одного из произведений великого писателя.

В 1959 году журнал "Play Boy" писал, что фильмы ужасов стали неотъемлемой ценностью американской культуры, такой же, как гамбургер или кукурузные хлопья на завтрак. Это справедливо, ведь в конце 1950-х фильмы ужасов составляли ровно треть кинопроизводства в США, что фактически означало, что хоррор смотрела ровно треть населения Америки. Поразительно то, что, если какие фильмы и порождают огромное количество фанатов или последователей, то это именно фильмы "хоррор".

Посмотрите в интернете сайты фанатов и поклонников кино, за редким исключением любителей жуткого артхауса, который сам по себе не имеет жанрового своеобразия, огромные аудитории собирает именно хоррор. Ни комедия, ни боевик, ни мелодрама – опять-таки за редким исключением - не могут похвастаться тем, что приобретают статус культового фильма. Более того, ни один из жанров не породил такое огромное количество субжанров – трэш, саспенс, мистика, "сайнс фикшн", "зомби мувис" и т.д. Вряд ли кто-то поспорит, что хоррор – один из самых популярных жанров в кино.

Так вот, мое предположение таково: комиксы и фильмы ужасов больше, чем что-либо еще из своеобразного фольклора, отражают социальные страхи. Если говорить более точно, то именно в этих жанрах зашифрован какой-то важный культурный код, который еще только предстоит разгадать. Например, такие фильмы, как "Ребенок Розмари" Романа Поланского и "Наседка" или "Связанные насмерть" Дэвида Кроненберга появились отнюдь ни откуда. Они лишь явились отражением более важного общественного феномена. За десятилетие до появления лент такого жанра, были изобретены средства оральной контрацепции, кстати, не получившие должной проверки перед тем, как их пустили в широкий оборот. В итоге, после того, как женщины, все-таки рожали, бросив использовать таблетки, то дети появлялись на свет с серьезными дефектами.

Что ж, предлагаю всем интересующимся обсудить кинокомиксы и хоррор, сегодня не менее популярный, чем во времена своего появления.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67