Апология Лужкова

В нервном узле

В 2004 году Московская городская Дума и Мэр Москвы поддержали инициативу Президента России об отмене прямых выборов глав администраций регионов и об утверждении этих глав законодательными собраниями субъектов Российской Федерации.

Когда мы в Москве в 2004 году твердо высказывались в поддержку такого решения, то имели в виду и укрепление "вертикали власти", и расширение прав и полномочий региональных законодательных собраний.

Первая цель в настоящее время достигнута: региональный сепаратизм в России преодолен, создана разумная сбалансированная по вертикали и горизонтали система управления страной. Вторая цель (развитие парламентаризма) далеко не везде достигнута, что связано со спецификой населения различных регионов, с традиционной слабостью региональных парламентов, а также с общей мощью и силой исполнительной вертикали.

В послании президента Медведева об этом, кстати, было сказано, были также предложены рецепты: выдвижение кандидатур глав администраций на региональном уровне политическими партиями и усиления роли Совета Федерации как центрального представительства российских регионов.

Сегодня желательно было бы вспомнить, что когда в 2004 году принималось решение об отмене прямых выборов губернаторов, в Государственной Думе такая мера рядом коллег рассматривалась как вынужденная и временная. Часто в кулуарах говорили, что эта необходимость вызвана ситуацией далеко не во всех, а только в проблемных регионах, и конечно, не проблемами в Санкт-Петербурге или в Москве.

При этом, возникшая в том же 2004 году другая инициатива - отменить выборы мэров крупных городов, не получила поддержки, и избрание глав местного самоуправления во всех местных сообществах проходит без юридически обязательного участия в этом процессе исполнительных ветвей государственной власти, что соответствует требованиям Конституции РФ.

Таким образом, в настоящее время главы городов Екатеринбурга, Новосибирска, Владивостока, Волгограда или Твери избираются непосредственно населением, а главы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга проходят иную процедуру назначения.

С точки зрения линейной бытовой логики эта ситуация выглядит неубедительно: разве Москва не такое же город, как другие города России, разве что самый большой? С точки зрения городского обывателя, город Москва - это единое городское сообщество и во главе его должен стоят муниципалитет, как во главе Парижа, Лондона или Нью-Йорка.

Однако, в то же время значение Москвы для России настолько велико, что было бы удивительно, если маленькие республики и автономные округа считались бы субъектами федерации, а Москва (и Санкт-Петербург) - нет.

В Берлине, Брюсселе или Вене такая ситуация в правовом плане разрешена, эти города имеют и права субъектов федерации, и являются одновременно местными сообществами. Мы хотели в 1994 году сделать так же, внесли такого рода нормы в Устав, но Верховный Суд РФ установил, что Российская Конституция такого статуса для Москвы не предусматривает. Нам пришлось менять Устав и оставшись субъектом федерации на уровне города, вынужденно и формально провозгласить местными сообществами 125 московских районов, которые сами были искусственно созданы только лишь в 1991 году, и избирать в них "органы местного самоуправления".

Таким образом, статус субъекта федерации дает Москве очень много положительного, что мы ценим, но и создает нам определенные проблемы.

Однако, исходя из принципов равенства субъектов федерации в отношениях с Российской Федерацией, мы добровольно отказались от свойственной крупным городам России практики выборности глав администраций и, как и другие субъекты, с 2005 года назначаем Мэра города решением Московской городской Думы по представлению Президента РФ.

Это не значит, что в частных беседах мы не можем не сожалеть об утраченной выборности главы московского некогда единого городского сообщества и даже немного завидовать в этом Владивостоку или, скажем Екатеринбургу. Мы добровольно принесли свою жертву на алтарь федерализма, но это не значит, что мы должны по этому поводу ликовать.

Поэтому мне очень странно слышать, когда в осторожных словах Юрия Лужкова, который в плане поддержки решений федеральной власти в своем интервью в неявной форме и весьма лояльно коснулся этой сложной для Москвы темы, ищут какую-то не существующую в них критику.

Да, когда проблемы выборности начинают поднимать некоторые главы национальных республик, то это может с натяжкой рассматриваться как виртуальное противодействие централизации, но когда об уже состоявшемся добровольном отказе от выборности глав регионов говорит Москва, это лишь сожаление о невозможности последовать опыту Берлина, не более того.

Источник: Liberty.ru

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67