Яркий пример языка вражды

От редакции. В прошлое воскресенье, 21 ноября, оппозиционный политик Борис Немцов опубликовал в блоге "Эхо Москвы" список лиц, которые, по его мнению, несут ответственность за удушение гражданских прав и свобод и Конституции в РФ. Этот выпад тем самым стал ярчайшим примером того языка вражды, о котором Русский журнал говорил всю прочую неделю, а также того, что нам срочно требуется новая политкорректность. Ведь все эти списки и указания на кого-то как на врагов не приносят пользу никому. Проблему насилия, вражды и политкорректности комментирует для РЖ политолог и философ Вячеслав Данилов.

* * *

Очередной список "негодяев" – уже сколько их было? Кажется, в некоторых из них мелькала моя фамилия, и во многих – фамилия главного редактора "Русского журнала". Борис Ефимович Немцов, вероятно, уже забыл, как еще совсем недавно сам был фигурантом множества точно таких же списков, составлявшихся всеразличными "борцами за права", "за свободу", "за справедливость", "за русских людей" и т.п.

Проблема политической корректности по отношению к такого рода политике оборачивается разговором о произволе редакторов. Сама политика же – чем-то связанным с письмом как машиной опубличивания, где существует презумпция не автора, но редактора. Это интеллигентская политика, изобретенная журналом "Новый мир".

Что такое "редакторская политика"? Это, прежде всего, политика исключения, политика эксклюзивности – важно не то, что пошло в эфир, в журнал, а именно то, что оказалось вынесенным из списка. Тем самым центрируется этот список на себя, на фигуры умолчания. Важнейшим примером такой "политики литературного редактирования" является политика самого Немцова и либералов родом из 1990-х.

Сегодняшняя их программа – это программа "гвоздя в голову", программа насилия, программа исключения, программа непрекращающегося суда и составления списков, программа "Время", превратившаяся в пятиминутку ненависти. Это политика радикальной антимодернизации, политика исключения представительства, исключения групп идентичностей и включения в политику насилия.

При всей внешней неоднозначности действий тех же НАШИх насилие при суверенной демократии является предельно непристойным, исключаемым в той мере, в которой это только и возможно. Насилие в политике при этом не является фигурой умолчания. Насилие как проблема не скрывается за толщей модернизационной риторики: наоборот, модернизация – это способ радикально поставить вопрос о присутствии насилия в политике. Тогда как для "героев 1990-х" этой проблемы попросту не существовало.

В 1990-ые насилие в отношении политических оппонентов – и к этой практике призывает вернуться Немцов – было легитимной нормой. Именем свободы – в лагеря. Именем справедливости – хищническая приватизация. Именем эффективности - массовые увольнения. Именем братства – кумовство и предательство. Именем закона - право сильного. Именем совести - васть профессиональных дилетантов: журналистов и интеллигенции.

Все это сегодня обозначено именем Немцов.

       
Print version Распечатать