Время стричь

Ире Аврамец

Тема

Как писал то ли Лев Толстой, то ли Ленин, жизнь гораздо разнообразнее, чем наши о ней представления. Параллельно с террором и укреплением антитеррористической вертикали по России катится не замеченная никем волна парикмахерских конкурсов.

11 сентября парикмахеры соревновались в Хабаровске. 15 сентября об аналогичном событии сообщила газета "МК в Питере". Здесь под патронажем Союза парикмахеров Ленобласти прошел пятый чемпионат "Мир красоты - Парикмахер 2004 года". Как пишет Н.Черных, "красоту на мужских головах лучше всех наводит Станислав Авласенко из Выборга. Впрочем, он и с женщинами "балуется". "Свободная прическа на длинных волосах" - вот конек мастера".

Четвертый Открытый чемпионат Екатеринбурга по парикмахерскому искусству, декоративной косметике и маникюру прошел 14 сентября в уральской столице в рамках форума "Во власти красоты-2004", а 29 сентября и в Доме быта города Волжского состоится отборочный конкурс мастеров парикмахерского искусства.

27-28 октября в Челябинске впервые пройдет Чемпионат по парикмахерскому искусству Beauty MAX. По сообщению информационных агентств, "в первый день чемпионата, 27 октября, южноуральским парикмахерам предстоит показать свое мастерство в трех номинациях: мужская стрижка с креативным окрашиванием, женская стрижка с креативным окрашиванием и вечерняя прическа из длинных волос. На второй день запланированы мастер-классы и праздничное гала-шоу, которое пройдет в челябинском ТЮЗе".

Можно предположить, что это - лишь верхушка таинственного айсберга.

Источники
http://novostivolgograda.ru/obschestvo/252.html
http://www.regnum.ru/part/yandex/323967.html
http://www.mk-piter.ru/articles/2888.htm
http://uralpress.ru/show_art.phtm?id=63431
http://www.apiural.ru/soc/?art=532

Вариации

В школе нас вечно донимали этой самой стрижкой. Длинные мужские волосы воспринимались официальным советским социумом с крайним недоверием: они были средоточием отрицательных коннотаций, связанных с самыми разными пластами культуры.

На самом поверхностном уровне работали стереотипы идеологические. "Хиппи" было ругательным словом, длина волос отличала растленную молодежь от не растленной. Уже в 1983 году, в недолгое, но чрезвычайно суетливое правление Ю.В.Андропова, в Тарту проводили, как обычно весной, рок-фестиваль. И как обычно, на него подтянулись системные люди из северо-западных областей СССР (от Питера до Минска). Традиционно на них смотрели сквозь пальцы, теперь же решили навести производственную дисциплину, подогнали таллинских милиционеров и стали волосатых изгонять. Волосатые сидели на горке у Обсерватории, а милиционеры снизу им кричали, чтоб сдавались немедленно. Но волосатые не сдавались, а курили и улыбались. Я как раз беседовал с одним удивительным человеком из Пскова, который за год до того научил меня плести из ниток шнурки, когда милиция на своих машинах взобралась-таки на горку и приступила к наведению социалистической законности. Неприятное было зрелище - волосатых грузили в машины, как тюки, на это смотрели граждане и дети, прогуливавшиеся по случаю субботы и погожего утра. Меня молодой и очень серьезный милиционер-эстонец попросил предъявить документы. Я показал читательский билет. Милиционер задумался, потом подвел меня к начальнику и сказал по-русски: "Этого, наверное, надо отпустить. Во-первых, он местный. Во-вторых, он подстрижен по-другому".

Я действительно за два дня до этого подстригся очень коротко в честь наступления весны. А ведь тою же зимою ходил с волосами, пользуясь академическим отпуском и свободой от военной кафедры.

Конечно, поздняя советская культура, ориентированная на компромисс, пыталась одомашнить и длинные волосы. Радикальному хаиру была противопоставлена собачья "длинная прическа", дозволенная артистам, борцам за мир и бременским музыкантам. Но армия, в отличие от милиции, смотрела в корень и пресекала и эти вольности.

На военной кафедре тема волос была одной из основных. Нас отправляли, бывало, стричься прямо с занятий. Помню, кто-то из одногруппников решил схитрить и подстригся недостаточно коротко. Майор Попов, наш куратор, отправил его перестригаться, говоря при этом: "Он говорит, что короче не стригут! Как будто я не знаю, как стригут. В столицах изволил стричься!" Я знаю лишь один случай победы хаира над военной кафедрой: мой друг Г. объявил майору, пытавшемуся его отправить в парикмахерскую: "У меня, товарищ майор, нейродермит, поэтому я не стригусь. Кожа страшно шелушится. На голове за ушами и на половых органах. Показать?" С этими словами Г. взялся за свою брючную пуговицу. Майор против демонстрации запротестовал, и Г. какое-то время ходил на военную кафедру волосатым, а потом и вовсе освободился от службы по состоянию здоровья.

От радикальной стрижки нельзя было отбояриться при поездке в военные лагеря. Будущий газетный эстонский магнат Л., правда, и тут умудрился найти выход - он подстригся очень коротко, а середину головы выбрил. Формально все условия были соблюдены, но потом начальник сборов полковник Петров (на самом деле он был подполковник, его разжаловали за бытовое разложение) поймал где-то Л. и спросил его: "На кого ты похож!?" - "На Ленина" - ответил огненно-рыжий Л. (в нем метра два с лишком росту, кстати). Будущего магната побрили на гауптвахте.

Исторические стереотипы, связанные с длинными волосами, выдвигали на первый план кинематографических и литературных анархистов ( "У Махна по самы плечи волосня густая"), подсвечивая тему тлетворного влияния Запада отечественными софитами. Ну и попы тоже, конечно, вспоминались.

Аргументы, впрочем, гонители длинных волос из числа педагогических работников обычно выдвигали санитарные (неаккуратность, вши) и антропологические (ты мужчина или кто?).

Волосы - странная вещь, то ли живая, то ли мертвая; то ли часть тела, то ли деталь туалета. Прическа, в отличие от формы носа или цвета кожи, - предмет выбора. Не просто признак, а знак, осознаваемый или нет его носителем, но читаемый социумом. Представление о стрижке как акте индивидуального выбора зафиксировано в языке (в таких выражениях. как "оболванить" и "стричь под одну гребенку").

В конце 80-х, когда заговорили о "неформальных объединениях", мы увидели волосатых людей на высоких трибунах. Их было мало, даже меньше, наверное, чем бородатых. Но глаза их горели, и хаир развевался на ветру грядущих перемен.

Где они теперь, голубчики?

А как обстояло дело на противоположном полюсе, там, где в права вступает парикмахерская машинка? В 70-е "нулевая стрижка" была признаком младенческого возраста или службы в армии (дети и солдаты не имеют права выбора). В 80-е появились первые отечественные последователи бритоголовых, правда, их никто толком не видал, но о них рассказывали. В 90-е расцвела бандитская мода, стрижка "под ноль" стала одним из социальных признаков нового класса.

Никто не заметил, как постепенно исчезли длинноволосые. Конечно, они никуда не делись с телеэкранов, но в реальности их не видать. У старших школьников длинные волосы так же редки, как косы у старших школьниц.

То, чего от нас так долго добивались наши советские педагоги, свершилось само собою, без дополнительных усилий. Военно-бандитские смыслы, заложенные в бритых или почти бритых головах (можно заменить предложный на винительный), оказались востребованными вместе с толстыми подошвами и камуфляжными одеждами.

Потому что есть время отращивать волосы и время стричь.

Опрос

1. Опрос для мужчин

Как вы сейчас подстрижены?

2. Опрос для женщин

Как был подстрижен человек, которого вы полюбили впервые?

Комментарии

Ирина Муравьева

"В годы войны и лишений обычно носят простые прически, а в годы довольства и благополучия становятся весьма популярными вычурные модели".

"Прическа наглядно отражает классовую и сословную принадлежность, социальное положение, национальные и расовые черты, признаки пола и возраста...

Часто прическа помогала передать верноподданнические чувства - когда масса придворных старалась подражать королю или его фавориткам. В ХVII веке во Франции на престол вступил малолетний король Людовик ХIII, у которого были густые длинные каштановые локоны, и все дворяне стали носить такую же прическу...

Ярко выраженную политическую окраску имели прически во Франции в конце ХVIII века, во времена Великой Французской революции. "Золотая молодежь" придумала себе экстравагантную прическу "жертва" (а-ля виктим), в Англии прическа получила название "гильотина", так как волосы на затылке были коротко выстриженые или подбриты, напоминая прическу осужденного на казнь".

"Современные мужчины считают, что отращивать усы, бороду, бакенбарды можно независимо от социального положения, национальности и профессии. А были времена, запрещавшие "низшим" слоям населения, к которым принадлежали ремесленники, торговцы и крестьяне, следовать моде благородных господ".

"Студентам строго-настрого было запрещено носить бороды или усы... В Древнем Риме юноши начинали бриться по достижению двадцати лет. Этот день отмечали как праздник".

"Другие историки считают, что традиционная корейская прическа помогает понять исторический путь, по которому пошло полуостровное государство, заимствовав конфуцианскую культуру Китая... Маньчжурские завоеватели навязали китайским подданным свой уклад жизни, включая военные прически, которые китайцы считали варварскими...

Прически корейцев прошлых времен тоже свидетельствуют о переходе страны от военных традиций к принципу гражданского правления в связи с тем, что конфуцианство стало господствующей идеологией. Конфуцианские предписания запрещают искусственно менять что-то в собственной внешности с целью отразить определенный стиль. И волосы, подобно любой другой части тела, считались священным объектом, унаследованным от родителей, который не следовало намеренно изменять".

В пригородных виллах обычный руководящий работник с прической бобриком еще воплощает доблестного Римлянина древнего склада, но его сын уже носит волосы, как у индейца, пончо, как у мексиканца, играет на азиатской цитре, читает буддийские тексты или ленинистские брошюры и часто умудряется (как это случалось во времена поздней Империи) соединять Гессе, зодиак, алхимию, маоизм, марихуану и технику городской партизанской войны.

Некогда я слепила диплом дочке домработницы. "Влияние общественно-политических событий на изменение моды в прическах". Дочка домработницы не семиотик и не философ, то был диплом на окончание парикмахерского училища. А то бы интереснее было писать. Богатая тема.

Обсудить тему, вариации или комментарии
(Не откажите в любезности процитировать комментируемое место из колонки. Вы также можете ознакомиться с чужими комментариями.)

       
Print version Распечатать