Вот тебе бабушка и Тим Бертон...

Мастер готики удивил, но не порадовал

Ну вот и состоялась премьера очередной кинокартины Тима Бертона "Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-стрит". Как водится, Бертон порадовал поклонников очередным шедевром. Однако действительно ли порадовал? Шедевром ли?

Порой бывает трудно найти в себе мужество и признать, что некогда любимый тобою режиссер, который хотя иногда и оступался, снимая коммерческие блокбастеры типа "Планеты обезьян", однако, так сказать, при всем том никогда не попадал лицом в грязь, в эту самую грязь лицом таки ударил. Ты пытаешься как-то оправдать его, ищешь положительные моменты в фильме, отмечаешь игру главных героев (также солидных голливудских звезд), визуальный ряд и все такое, лишь бы со всей честностью сказать себе: несмотря ни на что, фильм все же хороший.

Однако, как я ни пытался реабилитировать Тима Бертона - вне всякого сомнения, режиссера чрезвычайно талантливого и признанного мастера жанра - за его последнее творение, сделать этого я не смог. Нужно честно сказать: Тим Бертон снял очень и очень посредственную ленту.

Но прежде чем выносить столь резкое суждение, которое, вероятно, могли бы оспорить самые преданные поклонники бертоновского творчества и джонни-депповской игры, надо-таки сказать, о чем этот фильм и что же в нем такого, что так сильно может не понравиться зрителю.

Демоны-бизнесмены

Угрюмый лондонский "гот" XIX столетия со стильной сединой в чубе (Джонни Депп) прибывает в столицу Англии, движимый одной лишь (зато двуединой) целью. Первая часть плана - вернуть свою жену, которую он так сильно когда-то любил (и на самом деле продолжает любить до сих пор), а также свою лапочку дочку, не менее им любимую. Вторая - отомстить злостному и аморальному представителю закона, который, собственно, и увел жену у главного героя.

Очень скоро выясняется, что этого самого гота зовут Суини Тодд - так он представляется всем желающим завязать с ним приятное знакомство. Однако спустя некоторое время мы узнаем, что он не всегда был Суини Тоддом, равно как и не всегда был готом. Были времена, когда герой, радуясь семейной жизни, был не депрессивным Суини Тоддом, а Бенджамином Баркером - милым цирюльником. Однако гадкий пакостник судья (Алан Рикман) польстился на жену главного героя и с помощью хитрой хитрости овладел ею, а также, злоупотребив служебным положением, отправил на вечную каторгу Бенджамена Баркера, чтобы тот вдруг не помешал хитроумным и коварным судейским планам.

Теперь Джонни Депп, он же Суини Тодд, он же Бенджамин Баркер, возвращается надломленным, поверженным, угрюмым, пребывая в вечном горе? Однако жизненные силы у него еще есть, и придает их ему ненависть, копившаяся в нем годами.

Суини Тодд возвращается домой, и его радостно встречает бывшая соседка (Хэлена Бонэм-Картер) - также угрюмый гот-нонконформист. Здесь следует сказать, что эта премилая женщина, миссис Ловвет, заведует пекарней и изготовляет "лондонские пироги" - нечто среднее между чебуреками и беляшами. (Удивляет и, более того, поражает мастерское владение ею секретами отечественных "шаурмистов": по крайней мере, санитарные условия и сырьевые продукты те же самые.)

Миссис Ловвет рассказывает герою, что его жены более нет в живых и что теперь ему остается коротать век с ней, потому что такой вот гот, кроме нее, никому больше не нужен. Древняя поговорка верна: готы друг к другу тянутся. В общем, они сошлись, и как-то так получилось, что Суини Тодд убил своего давнишнего помощника, который распознал в герое Джонни Деппа бежавшего уголовника и теперь удумал его тем самым шантажировать.

К слову, этого невинно убиенного помощника играет Саша Барон Коэн - наш старый добрый друг Борат, он же Бруно, он же Али-Джи. Так что если вдруг вы не любите какого-то из трех последних личностей, то сможете увидеть, как создатель всех этих персонажей умирает в страшных муках.

Теперь, сговорившись, Тодд и Ловвет решают наладить бизнес. Цирюльник убивает своих клиентов, а его сообщница, прокрутив их в огромной мясорубке, изготовляет из них прелестнейшие пироги. Бизнес идет в гору, и уже скоро пекарня становится одним из самых культовых мест в Лондоне. А Суини Тодд тем временем изобретает планы, как бы ему заманить в свое кровавое цирюльническое кресло судью, искалечившего его жизнь.

В общем, зрителей ждет не хеппи-энд, но трагическая развязка. Страсти не утихают; тени прошлого возвращаются; зло будет отомщено. В итоге все сестры получают по серьгам. А так как в фильме фактически нет положительных героев, все они должны быть наказаны и получить то, что им причитается. Каждому достается по заслугам: Суини Тодду - суини-тоддовское, а миссис Ловетт - миссис-ловеттовское.

Музыкальные маньячные готы

Все в фильме хорошо. Казалось бы, Тим Бертон соблюдает формулу успеха, уже давно им открытую. Первый член формулы - готский угрюмый Джонни Депп - имеется; второй - такая же готская и такая же угрюмая Хэлена Бонэм-Картер (ее субституты Вайнона Райдер и Кристина Риччи) - также в наличие; третий - готический Лондон из кошмарных сказок - имеется; кровь, убийство, мясо - присутствуют; интеллектуальный "квест" - есть. Чего не хватает? Точно все на месте.

Однако есть одно "но". Тим Бертон добавил еще кое-какой элемент и... переборщил. Из хорошей готической истории про коварство, убийства и любовь он сделал мюзикл. А ведь мюзикл - это когда все в фильме поют, и поют много. Конечно, когда все поют, само по себе неплохо, но вот когда поют у Бертона, да еще и готы, это выглядит как-то вызывающе. Вот Джонни Депп, например, пел у Уотерса в "Плаксе", и, надо сказать, все было хорошо. Но когда он, кровожадный маньяк, алчущий крови, поет о том, как он несчастен, в бертоновской картине - это уже слишком.

Можно предположить, что Бертон не стремился добиться эффекта, который получился, но ведь сделанного не воротишь. Зачем насиловать зрителя бесконечным пением, которое сюжету ничего не добавляет?

А вот еще взял бы да и использовал в фильме мартышек из его блокбастера "Планета обезьян". А что? Идея неплохая. Вместе с Джонни Деппом в готическом Лондоне они смотрелись бы недурственно. Или попробовал бы еще сделать мюзикл из той же самой "Планеты обезьян", или из "Марс атакует!", или из "Бэтмена" (представьте только себе поющего Бэтмена - как вам?!). Или вот пригласил бы сниматься в свой фильм Рис Уизерспун, или Адама Сэндлера, или Бена Стиллера. В общем, снять мюзикл про маньячных Джонни Деппа и его сообщницу - все равно что сделать все выше перечисленное.

Слава DVD, у которого есть функция прокрутить фильм в быстром режиме (желательно с тридцать второй скоростью)! Если бы я по наивности попал в кинотеатр, то, вероятно, не заснув (мирно посапывать в уютном кресле можно только под какую-нибудь чепуху, но не под поющих маньяков), ушел бы с показа. Так что в таких случаях плеер очень выручает.

В общем, лично мне фильм было смотреть чрезвычайно тяжело. Конечно, прошу прощения, если обидел почитателей творчества Тима Бертона, коим являюсь и сам, но фильм действительно оставляет отталкивающее впечатление именно из-за этих невыносимых песенок. Так что картина вам может понравиться, только если вы: 1) фанат Тима Бертона; 2) фанат Джонни Деппа; 3) фанат мюзиклов; 4) фанат поющих маньяков и морей крови.

Здесь, кстати, вспоминается сценка из пьесы Тома Стопарда "Влюбленный Шекспир", в которой у мальчика спрашивают: "Понравились ли тебе "Ромео и Джульетта"?". На что тот отвечает: "Мне понравился тот момент, когда Джульетта заколола себя ножом". Так же и здесь: нравятся только те моменты, когда всех убивают. Если бы не они, было бы еще более уныло.

Что касается идейного или какого-нибудь политического содержания фильма, то его там нет. Точнее, его там не больше, чем в любых других фильмах такого рода. Так что если чего-то и можно было бы откопать, то это было бы чистой рационализацией и не представляло бы никакой ценности.

Всем хорошо известна поговорка "Вот тебе, бабушка и Юрьев день...". Она появилась тогда, когда единственный день, в который крестьяне, работающие на барина, могли уйти, если их что-то не устраивало в условиях найма, законодательно был отменен. Про последний фильм Тима Бертона можно сказать в духе этой вот поговорки?

Так что теперь нам остается ждать, пока Тим Бертон соберется с духом и снимет что-нибудь эдакое пикантное с Джонни Деппом и Хэленой Бонэм-Картер, но только без обезьянок и этих нудных мучительных песен.

"Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит"

Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street

Режиссер Тим Бартон

В ролях Джонни Депп, Хелена Бонэм-Картер, Алан Рикман, Тимоти Сполл, Саша Бэрон Коэн

США, 2007, 116 мин.

Сайт: www.sweeneytodd.ru

       
Print version Распечатать