Войны - прежде и теперь

Чтение старых книг приводит к любопытным сопоставлениям с современностью. Не так давно попали в руки "Пекинские события" В.В.Корсакова - рассказ русского врача, очевидца осады иностранных посольств в Пекине в 1900 году, во время восстания "боксеров". Персонал русского дипредставительства вместе с сотнями других иностранцев оказался запертым в посольском квартале, где в течение почти двух месяцев они оборонялись против объединенных сил повстанцев-фанатиков и присоединившихся к ним регулярных императорских войск.

Пекинское "сидение" прогремело тогда на весь мир. На выручку своих сограждан отправились воинские контингенты России, Великобритании, США, Франции, Японии, Германии, Австро-Венгрии, Италии. Операция по вызволению запертых в Пекине иностранцев стала первой в мире глобальной кампанией, потребовавшей координации усилий всех самых сильных держав мира - дипломатических, военных, политических. Напомним, что в то время ни ООН, ни Лиги Наций еще не существовало. Правительствам пришлось на ходу вырабатывать механизм "гуманитарной" операции на Дальнем Востоке, причем следует учесть, что авиации тогда тоже еще не было, так что расстояния играли свою роль.

Короче говоря, то, что мы наблюдаем сегодня в Ираке и Афганистане, на Балканах и Гаити, впервые было апробировано именно в Китае. Несчастье с европейцами, вкупе с американцами и только-только цивилизовавшимися японцами, подтолкнуло к взаимодействию в глобальном масштабе. Увы, позитивный опыт спасения совместными усилиями представителей цивилизованной части человечества, попавших в ловушку варварства и фанатизма, не был затем продолжен. Буквально через три года вчерашние союзники - Япония и Россия - схватились между собой в кровавой схватке, а еще через десять лет мир погрузился в гибельную пучину Первой мировой войны. Но сегодня речь не об этом. Чтение воспоминаний В.В.Корсакова навело на размышления о том, как за сто лет кардинально изменились взгляды европейцев на свою роль, на ведение войны, отношение к представителям иных культур и цивилизаций. Все это очень важно для понимания сегодняшнего отношения Запада к военным конфликтам, в том числе и с собственным участием. Рассмотрение эволюции подобных взглядов может помочь уяснить причины нынешних затруднений, в частности, в общении между Россией и Европой по поводу Чечни и между США и той же Европой по поводу Ирака.

Итак, вкратце опишем канву событий, ставших стержнем повествования В.В.Корсакова - самого обычного россиянина из "образованных", неожиданно явившегося свидетелем события всемирно-исторического значения.

В течение XIX столетия происходило усиление наплыва иностранцев в Китай, находившийся под властью маньчжурской династии. Попытки китайцев сопротивляться неизбежному были сломаны грубой силой. В двух "опиумных" войнах правительство Поднебесной потерпело унизительное поражение и было вынуждено открыть страну. Китаю были навязаны неравноправные договоры, не только дозволявшие свободную торговлю, но и вводившие режим экстерриториальности иностранцев (они не подлежали суду местных властей, а несли уголовную ответственность только перед собственными дипредставителями) и свободу миссионерской деятельности. На глазах буквально одного поколения в стране совершались драматические изменения - застывший уклад жизни рушился под напором нового. В христианство обращались тысячи и тысячи китайцев, по всем направлениям прокладывались телеграфные линии и железные дороги.

Как следствие подобной "культурной революции" в Китае возникла ксенофобная реакция против засилья "заморских дьяволов". Одним из многочисленных движений против чуждого духа и стало движение "И хэ туань" ("Кулак во имя справедливости"). Его приверженцы верили, что ношение амулетов и разучивание приемов кулачного боя (оттуда и название - вот когда Запад впервые познакомился с кун-фу) сделают их неуязвимыми перед пулями европейцев. Главным предметов ненависти для "боксеров", прозванных так англичанами, стали миссионеры и новообращенные христиане. Восстание "боксеров" началось под лозунгами уничтожения христианства - в защиту исконных верований китайцев. "Боксеры" вырезали всех крестившихся, сжигали церкви, уничтожали железнодорожные пути и перерезали телеграфные линии. Их лидеры не выступали против династии Цинь, а, напротив, утверждали, что хотят помочь ей скинуть ненавистное заграничное иго. Так они постепенно получили поддержку реакционных элементов при императорском дворе. В мае-июне 1900 года с отрядами повстанцев, подошедших к Пекину, объединились правительственные войска, а правящая императрица Цы Си объявила им о своем одобрении. Находившийся вблизи Запретного города посольский квартал был осажден, немецкий посол убит. Внимание всего мира было приковано к Пекину, где горстка иностранцев, имея на руках женщин и детей, с малым количеством оружия и небольшой охраной из регулярных войск, два месяца отбивала атаку за атакой озверелой толпы.

Первая попытка сводного отряда из имевшихся в Китае подразделений под командованием английского адмирала Сеймура прорваться к Пекину и вызволить осажденных провалилась. Лишь в августе международная экспедиция, костяк которой составили русские войска генерала Линевича, пробилась к столице и спасла иностранцев.

Что же бросается в глаза при сравнении отношения к событиям тогда и сейчас? Во-первых, отсутствие всякой нравственной рефлексии по отношению к противнику. Китайцы с оружием рассматривались как законная мишень, и чем больше их можно было убить, тем лучше. Какие-то гуманитарные соображения (как бы уменьшить число жертв, пощадить мирное население), которые сегодня являются императивом, даже не возникали в сознании осажденных представителей высшей цивилизации. Вот только несколько примеров.

"Когда 22 июля во дворе Русско-китайского банка при кладке баррикады рабочими китайцами был смертельно со стены ранен наблюдавший за работами русский матрос Арабатский, то американцы поклялись за него убить пятерых китайцев. Просидели они целый день, не сходя со стены, и к вечеру могли выследить только троих китайских солдат, которых и убили. Недостача же двух до того огорчила американцев, что они стали просить разрешения у своего начальника убить для полноты счета двух мирных китайцев, которые показываются на улицах за стеной, убеждая, что это, наверно, боксеры, временно снявшие свои красные повязки. Разрешение, однако, дано не было, и американцы добыли две намеченные жертвы на другой уже день".

"Бывшие у нас в посольстве 7 человек казаков, составлявших постоянную охрану посольства, все выдались как замечательные стрелки и охотники; они просиживали, не шевелясь, целыми днями, выслеживая китайца, словно они выслеживали в тайге зверя, и не было у них большей радости, если выдавался такой счастливый день, что удавалось им сбить по два, по три "кокоса", как стали называть китайские головы".

"...что с ними (взятыми в плен "боксерами". - М.А.) теперь делать? Желание решительных людей, выразившееся в предложении поставить их всех вдоль стенки да пристрелить, очевидно, было невыполнимо в стенах русского посольства; пристрелить их с успехом можно было и на месте, не приводя в русское посольство. Решение посадить под арест и уведомить китайских властей, которые должны прислать стражу, чтобы взять грабителей для казни, было единственное, которое оказалось возможным".

Сравним с последними реалиями. В Афганистане солдаты бундесвера, отправленные туда в числе натовских войск, нашли где-то несколько черепов и сфотографировались с ними. Снимки попали в немецкую газету и вызвали огромный скандал. Генералы и офицеры бундесвера несколько недель оправдывались и каялись на неуместные шутки своих бывших подчиненных. В Косово после опубликования плана Ахтисаари происходят буйные демонстрации, толпа атакует ряды международной полиции. Двое демонстрантов в давке погибают. Немедленно следуют отставки офицеров полиции и покаяние их руководства. В Судане вокруг миротворцев ООН скандал - бангладешские солдаты пользуются услугами несовершеннолетних проституток. Делом занимается лично генсек ООН, а его подчиненные заявляют о строгой установке для "голубых касок": никаких сексуальных контактов вообще с местным населением.

Более чем разительный контраст - налицо. Если в царской армии солдат целенаправленно водили после бани в публичный дом, выдавая на удовлетворение естественных потребностей из казны по сколько-то копеек, то сегодня военнослужащий должен быть бесполым, кем-то вроде ангела. Для современной Европы лучшая война - полное отсутствие сражений. Если же их никак нельзя избежать, то число жертв среди противника должно быть минимальным. Мирные жители вообще не должны страдать. Любой "их" погибший оплакивается почти как свой. Среди потерь никакого разделения на "нижних чинов" и "господ офицеров". Приведенные выше свидетельства - следствие вопиющего и преступного расизма, ныне недопустимого и решительно осуждаемого. Когда в 1982 году аргентинская хунта напала на Фолкленды и Маргарет Тэтчер послала эскадру их отбивать, Би-би-си с утра до вечера чернила... именно британского премьера. Дескать, воевать за колонии стыдно и надо уступить. Когда же английская подлодка потопила крейсер аргентинцев "Генерал Бельграно", то по погибшим морякам едва не был объявлен траур в британских СМИ, а высших чинов ВМФ пытались привлечь к ответственности за "циничное убийство".

Ввиду таких взглядов не надо удивляться тому, что европейцы ведут себя так в отношении Чечни или Ирака. У них нет особой русофобии, и мораль их - не двойная. Их в принципе не интересует, что боевики-сепаратисты в нарушение Гаагской конвенции превратили полумиллионный город в арену боевых действий. "Нам не важно - кто виноват. Мы не хотим, чтобы там взрывались бомбы, и все тут". Взгляды на войну очень изменились, и следует иметь это в виду, а не обвинять европейцев в потворстве террористам. Они, конечно, во многом наивны, но если мы хотим нормальных взаимоотношений с Европой, то следует учитывать ее специфику и то, что времена изменились. Новому министру обороны предстоит многое наверстывать в этом плане по части менталитета подчиненных...

       
Print version Распечатать