Ветряные мельницы регионального капитализма

В Великом Новгороде борются за дороги, хотя сражаться стоит вовсе не за это

Медленно набирающие обороты жернова грядущих думских выборов - самый лучший повод вытащить на свет божий какую-нибудь трудноразрешимую задачу и объявить ее национальным бедствием номер один. Особенно если решать задачу те, кто ее поднял, все равно не собираются, а уж покричать у нас теперь благодаря полнейшему плюрализму можно в полную силу. В Великом Новгороде, впрочем, сильно связки не надорвешь, город небольшой, все всех и без лишних криков слышат. Борцов с ветряными мельницами всегда хватало, а близость избирательной кампании вообще действует на донкихотов ободряюще.

О новгородских дорогах за последние пару месяцев было сказано столько, что, казалось бы, добавить нечего. Местные "справедливороссы", возглавляемые депутатом городской думы Вертковым и областным парламентарием Афанасьевым, сумели удачно использовать негодование автомобилистов и выкатить властям всех уровней внушительный список претензий. И не совсем уж на пустом месте: дороги в Великом Новгороде и впрямь отвратительны, бюджетных денег на их ремонт не хватает (впрочем, на что их вообще хватает?), ездить по городу иногда просто опасно. Можно понять автомобилистов: на одних подвесках разоришься. Понять "Справедливую Россию" тоже не трудно: выборы в Государственную думу совсем скоро и нужно зарабатывать очки на темах, которые трудно даются властям. Городское и областное руководство отбивается, как умеет, обещая финансирование увеличить, дороги починить и благоденствие установить. Михаил Прусак объявил о том, что в этом году будет отремонтировано 40% областных дорог, а на дороги Великого Новгорода Николай Гражданкин обещал выделить 10 миллионов рублей. Власть услышала общество, общество (в лице автолюбителей) не осталось в стороне от реальных проблем города, "Справедливая Россия", проведя митинг в Чудове, погрозилась продолжать акции протеста - все в итоге от отвратительного качества дорог только выиграли. Сами дороги, впрочем, уже успели отойти на второй план: весна в Великом Новгороде выдалась богатой на события.

Общественно-показательная борьба за качество дорог - дело крайне полезное, однако же в пылу сражений и власти, и партии, и сами автомобилисты словно бы забыли о том, что универсальность этой проблемы для больших и малых городов России еще никто не отменял. Огромные мегаполисы задыхаются от пробок (есть они даже в Новгороде), маленькие города - от узких улиц и крохотных дворов. Русские города, многие из которых последний раз серьезно перестраивались после Великой Отечественной войны, не выдерживают транспортного бума начала XXI века. Даже инфраструктура федеральных трасс иногда оставляет желать лучшего: о городах и говорить нечего. "Ямочный" ремонт - чаще всего бюджетных средств и привлеченных инвестиций хватает только на него - не решает ни одну из поставленных задач: выбоин меньше все равно не становится и все заинтересованные стороны только руками разводят, прося еще денег.

Министр транспорта Игорь Левитин денег не просит, напротив, изыскивает механизмы их привлечения. Пока механизма всего два - плата за проезд по дорогам и привлечение иностранных (в частности, американских) инвестиций - они вполне работают на федеральном уровне и годятся для больших транспортных узлов. В небольшие города, вроде Великого Новгорода, и инвестиции не пойдут, и платные дороги ситуацию не спасут. Вообще, повышение налогов и сборов (и увеличение бюджета, конечно) не самое лучшее средство: считать его панацеей от всех бед - большая ошибка. Денег на дороги как не хватало, так и не будет хватать, таково уж свойство денег вообще. Это вовсе не значит, что нет нужды увеличивать финансирование. Дело в том, что на одно только финансирование полагаться нет смысла. Оно не избавит малые города (и Новгород в том числе) от главной проблемы - морального и физического устаревания дорожной инфраструктуры. В Новгороде жизненно необходимо и латать старые дороги, и строить новые (еще один мост через Волхов - например, в районе гостиницы "Береста-палас" - уж точно никому не помешает), но этого все равно недостаточно.

И в этой связи в России уже давно назрела публичная дискуссия о городских бедах и горестях, в том числе и о дорогах как одной из самых важных черт деградации всей жизнедеятельности современного русского города. К обсуждению состояния дорог в Великом Новгороде не были привлечены эксперты, эта тема вообще очень быстро политизировалась, а в таком виде она, разумеется, малоинтересна собственно специалистам. Но обсуждение меж тем насущно необходимо не в качестве "дымовой завесы" под очередные выборы, а как катализатор огромных по масштабам и вложениям процессов системной модернизации всего городского хозяйствования. Облик города устаревает все быстрее, и американская "эмиграция в пригороды" российскую провинцию не спасет: слишком мало самих пригородов и слишком велико желание "жить в центре", даже если этот центр всего лишь в двухсоттысячном городе.

Привлечение экспертов, разумеется, не сделает дороги лучше - таким может быть основной аргумент многочисленных противников "бессмысленного обсуждения" (к сожалению, у нас почему-то любое серьезное обсуждение полагается "бессмысленным", не оттого ли шуметь начинают только тогда, когда уж "совсем припрет"). Ответить на это, по существу, можно только одно: дороги не станут лучше до тех пор, пока мы не поймем, как, для кого, на чьи средства, в каких условиях, при каких нагрузках etc они будут функционировать. До этого, впрочем, не лишним будет и выделение лишних средств: на полгода пару улиц, вполне вероятно, удастся подлатать...

       
Print version Распечатать