В глухие годы реакции

В советской историографии крушение "болотного протеста" описывали так:

"В глухие годы реакции, наступившей в 1815 г., деятельность карбонариев приобрела наибольший размах. Карбонарии создали свои тайные организации не только в Неаполитанском королевстве, но также в Папской области, Пьемонте, Тоскане, Парме, Модене, в подвластной Австрии Ломбардо-Венецианской области. В организации карбонариев шли мужественные, смелые люди, стойкие патриоты, преимущественно из среды буржуазии, либерального дворянства и передовой интеллигенции. Как в Испании, так и в Италии одной из главных причин поражения революционных движений была узость базы революции, неспособность ее руководителей вовлечь в борьбу широкие массы народа". (из "Всемирной истории")

В годы реакции обычно преследуют за высказывания:

"Восстание декабристов в 1825 году было жестоко подавлено, а участники сурово наказаны. Наступили годы реакции, когда неосторожно сказанное слово могло привести человека на каторгу или виселицу. Именно в это время Петр Яковлевич Чаадаев, друг Пушкина, участник Отечественной войны 1812 г., член одного из декабристских кружков..." (из студенческого реферата)

В годы реакции обычно расцветает сатира:

"...Кантемир был воспитан в духе сочувствия Петровским реформам. В годы реакции, наступившей после смерти Петра, он смело обличал воинствующее невежество родовитых дворян и церковников. Кантемиру принадлежат девять сатир: пять написанных в России и четыре — за границей, куда он был направлен в качестве посла в 1732 г....".

Обычно тяжело, когда детство приходится на годы реакции:

"...По решению Венского конгресса 1815 года бывшее герцогство Юлих-Берг с главным городом Дюссельдорфом отошло к Пруссии, ставшей одним из оплотов реакционного Священного союза. В условиях наступившей реакции для Гейне стала наиболее реальной лишь карьера коммерсанта. Сам мальчик не находил в занятиях коммерцией ничего привлекательного и все больше и больше увлекался поэзией".

Реакция обычно бывает "глухой" или "мрачной":

"После поражения первой русской революции наступила мрачная полоса жесточайшей реакции, которая затронула все стороны общественной жизни и тяжело отразилась на демократически настроенных слоях населения. Тысячи людей были отправлены в ссылку и на каторгу, десятки и сотни казнены по приговору военно-полевых судов. Главный удар царизм обрушил на пролетариат и его партию. «Царское правительство, помещики и капиталисты бешено мстили революционным классам, и пролетариату в первую голову, за революцию, — точно торопясь воспользоваться перерывом массовой борьбы для уничтожения своих врагов», — писал В. И. Ленин. Общественную атмосферу тех лет в основном определяли растерянность и отчаяние, вызванные потерей веры в близкие социальные перемены, и начавшийся антидемократический пересмотр социальных и нравственных ценностей. Ощущение сгустившегося мрака охватило широкие массы, проникая и в революционную среду. Эти же настроения были характерны для литературы периода реакции. Началось отречение от «заветов прошлого». В. Воровский назвал это время «ночью после битвы», а И. Бунин — «Вальпургиевой ночью».

В музыке мрачные годы реакции обычно приводят от симфонизма к расцвету танцевальной музыки:

"Новую струю в европейский симфонизм внес немец Бетховен. Вдохновленный идеями французской революции, он, однако, начал создавать симфонические творения лишь после того, как обосновался в столице Австрии (Первая симфония написана в Вене в 1800 году). Шуберт в начале XIX века закрепил в своем творчестве — уже с позиций романтизма — высшие достижения венской симфонической школы. Затем наступили годы реакции. Австрийское искусство обмельчало в идейном отношениионо не сумело откликнуться на жизненно актуальные вопросы современности. Бытовой вальс — при всем художественном совершенстве его воплощения в музыке Штрауса — вытеснил симфонию".

Реакция обычно "цинично торжествует" и описывается через выражения "мгла", "сон", "глухая полночь", "безвременье", "совиные крыла":

"Восьмидесятые годы вошли в историю России как эпоха «безвременья», грубого, циничного торжества реакции. В те годы дальние, глухие /В сердцах царили сон и мгла: /Победоносцев над Россией /Простер совиные крыла...". А также: "Расцвет литературной деятельности Короленко относится ко второй половине 80-х годов. В глухую полночь реакции, когда все передовое и свободолюбивое в русском обществе подавлялось полицейским произволом царизма".

Источник

       
Print version Распечатать