Университет XXI века и новые технологии

От редакции. Курс на модернизацию, провозглашенный президентом России Дмитрием Медведевым, поднял вопрос о субъекте модернизации. Наиболее очевидным вариантом на этот пост является академическое сообщество. Ведь кому как не тем, кто продуцирует инновации, становиться костяком новой экономики. Однако не все так просто. Зачастую академическое сообщество слишком консервативно для того, чтобы стать донором инновационного развития страны. "Русский журнал" побеседовал с одним из ведущих интеллектуалов Франции, историком Эмманюэлем Ле Руа Ладюри о судьбах классических европейских университетов и их способности в современных условиях создавать новое знание.

* * *

РЖ: Уважаемый профессор Ле Руа Ладюри, как вы думаете, является ли университет в настоящее время движущей силой или препятствием на пути социальных инноваций?

Эмманюэлm Ладюри: В таких странах, как Сингапур или Китай, университеты стараются стимулировать прогресс и социальные изменения. Во Франции же ситуация другая. Не хочу казаться антипатриотичным, но университеты с большим трудом приспосабливаются к современной ситуации. Возможно, в других европейских странах, таких как Германия, Голландия и Англия, дела обстоят лучше, но в средиземноморских странах ситуация оставляет желать лучшего.

РЖ: Насколько значительна, на ваш взгляд, роль университетов в современной политике? Остается ли университет кузницей кадров для политического класса?

Э.Л.: Одним из факторов влияния французских университетов на политическую жизнь является деятельность фактически революционно настроенных студентов, которые выступают противниками перемен и зачастую являются препятствием на пути прогресса. То есть это влияние далеко не всегда положительное. Другое прямое воздействие на политику связано с наличием национальной школы по подготовке руководящих кадров государственного аппарата, выпускники которой составляют основу политического класса Франции. И это воздействие позитивно по своей сути.

РЖ: Насколько изменились политические предпочтения и симпатии преподавателей и студенчества за последние годы? Гармонируют ли они или входят в диссонанс с господствующими настроениями в обществе?

Э.Л.: В США преподаватели гуманитарных и социальных наук часто придерживаются левых политических взглядов, а студенты – крайне левых. Американские университеты являются либеральными в американском понимании этого слова, то есть они придерживаются левых, но отнюдь не обязательно радикальных взглядов. Однако большинство американских граждан (пусть и не подавляющее большинство) придерживается консервативных, правых взглядов. В свое время Бушу достаточно было назвать своего противника либералом, чтобы выиграть выборы.

После победы Обамы начали наблюдаться определенные сдвиги во всем мире, взгляды мирового сообщества стали «леветь». Но пока не понятно, насколько долгосрочным является этот «левый поворот».

Во Франции университеты также являются «левыми», в отличие от общей массы населения, которое в основном придерживается правых взглядов. Специфика Франции в том, что у нас есть политические движения левого толка, имеющие давнюю историю, которые оказывают большое влияние на национальную и мировую политику.

РЖ: Можно ли считать повышение образовательного уровня населения индикатором уровня развития общества?

Э.Л.: Безусловно. Высшие слои Франции и Германии накануне Первой мировой войны были очень образованными, эти люди получили блестящее образование. Результатом этого в Германии был быстрый экономический рост, а во Франции культурный расцвет общества. К сожалению, обе страны потеряли большую часть своей блестящей элиты во время войны.

Сегодня уровень образования во Франции и, я полагаю, в других западных странах существенно снизился. Это вызвано злоупотреблением телевидением, интернетом, на которые подростки тратят много времени. Хотел бы отметить также, что в бывших коммунистических странах, при всех их недостатках, образование было весьма неплохим.

РЖ: Насколько университет XXI века будет отличаться от университета XX века в плане идеологии, в плане статуса? Будет ли новый университет более политизированной инситуцией, чем сейчас? Какие настроения определят развитие университета в ближайшее время?

Э.Л.: Университет XXI века, безусловно, будет важной общественной силой. Однако ему придется конкурировать с другими силами, имеющими большое влияние на общество, – интернет и его наиболее значимые сегменты (Google, Wikipedia). Сегодня на экзаменах студенты не пользуются шпаргалками, они ищут нужную для ответов информацию в Сети. Информационный полюс сместился, он находится в зоне новых технологий. Важность чтения книг заметно снижается, растет использование иных источников. Так что университет не является единственным источником знаний и не является больше той силой, которой он был когда-то.

Позиции университета как социальной силы размываются под влиянием средств массовой информации, компьютерных игр, которые стали важной частью жизни молодежи. Молодежь сегодня прекрасно разбирается в компьютерах и новых технологиях, и, пожалуй, это одно из самых главных социальных изменений последнего времени.

Беседовала Юлия Нетесова

       
Print version Распечатать