Тупики толерантности

Происходящие ныне во Франции печальные события1 являются, на наш взгляд, прямым следствием двух не менее печальных западноевропейских концептов - "права человека" и "толерантность". С "правами человека", кажется, почти что разобрались (по крайней мере, теперь, когда это словосочетание кто-либо произносит, становится как-то стыдно...). Осталась толерантность.

Толерантность, или по-простому терпимость, - качество, как ни странно, достаточно трудноопределимое. Казалось бы - навязло на зубах, ан нет. Когда соседний автоматический муэдзин2 будит вас в шесть утра после дружеской попойки и честного "эмиратского" отдыха мелодичным воплем "Аллах акбар", испытываете ли вы к нему толерантность? Вряд ли. А к исламу и мусульманам вообще?

Когда дворники-таджики, вытеснившие, к слову, традиционных для Москвы татар, убирают за вас в ваших подъездах то, о чем к обеду не говорят, испытываете ли вы к ним толерантность? Да! Конечно! А когда те же самые люди в дворницкой совершают странные и непонятные телодвижения - и что-то там про Аллаха опять-таки?

Если я, предположим, человек православный - как я буду относиться к мусульманину? Если я мусульманин - как я буду относиться к правительству страны, запрещающей моим детям быть мусульманами?3 Какая тут может быть толерантность? Какая-такая "гармония в многообразии"?4

Сегодняшние французские "волнения" обусловлены, кроме всего прочего, простым фактом: если некто стал гражданином Франции, он не становится по причине этого французом. И дело здесь не только и не столько в национальной неадекватности. Араб не может стать французом по определению, араб может стать гражданином Франции, в конце концов, добрым католиком, но не французом. Француз может стать мусульманином, однако арабом ему не быть.

В нашем примере "араб" и "француз" представляют собой типы культурной идентификации. Культура, будучи гипнотическим пространством пересекающихся самоидентификаций, по определению не предоставляет возможности выбора вне собственной структуры5. Межкультурная коммуникация (и, соответственно, толерантность) для своего существования нуждается в некой метакультуре, долженствующей объять необъятное... но такой культуры нет, и толерантность никак не может стать таковой, поскольку является лишь производной от западной аксиоматики нового времени6.

В Средневековье было два метода борьбы с болезнью7 (а чуждая культура переносится именно как болезнь): в первом случае речь шла о лепре, во втором - о чуме. В первом случае носителей лепры изгоняли (с чумой этот метод не работает). В случае чумы появлялись списки горожан, выбирались надзиратели8, начинались проверки... процесс шел своим чередом.

И вот в наши дни мы наблюдаем тот же, в сущности, процесс: однако, к добру ли, к худу ли, но "остановить" распространение ислама в той же злосчастной Франции (исламской культуры, мусульман-эмигрантов и прочая) методом выселения невозможно9. Надзирать и наказывать - некем, надзирателей мало, работа малооплачиваемая, да еще и с повышенным уровнем травматизма или тревожности, как кому больше нравится. Тут-то и вступает в дело толерантность.

В соответствии с толерантностью необходимо развивать в себе навыки терпимости (взорвали машину? терпи, не то еще будет), умение толерантно относиться к тем, кто отнимает у тебя рабочие места (жив, кушаешь? значит, не все еще отобрали), развивать навыки диалога (это сложно, особенно когда твой дом поджигают), уважать право на свободу (которая как-то не особо хочет полагать себе предел, столкнувшись конкретно с вашей свободой), стремиться к пониманию другой культуры (волей-неволей, как говорится, а что делать) - в общем, жить и давать жить другим (только дайте, мы еще и вашей жизнью поживем с удовольствием, сами мы не местные)...

Часто забывают еще об одном. Нетолерантность нынче наказуема. Так, честный голландец Фолькерт Ван дер Граф10 6 мая 2002 года из чисто "толерантских" побуждений прикончил Пима Фортойна, профессора социологии и политика, надеющегося законодательно ограничить въезд мусульман-эмигрантов в Нидерланды. Тео Ван Гога, посвятившего свой Submission памяти Фортойна, прирезали двумя годами позже11. Кого-то, видимо, должны повесить, а может быть, и сжечь в самом скором времени. Что ж, будем читать новости с фронтов, что нам еще остается.

Мусульмане-эмигранты12 - это химически нерастворимый остаток французского societe, тотальное отрицание commune и прочих сословий. Несводимое пятно на дорогих брюках, неоплаченный кофе и бесплатные самодельные бомбы, мертвец в трансформаторной будке и философствование "Молотовым". Удивляет лишь реакция французов, мягкая реакция, на самом-то деле.

Их Иисус - еврей, их авто - японские, они носят швейцарские часы, пьют бразильский кофе, едят итальянскую пиццу и голландский сыр. Пишут арабскими цифрами, латинскими буквами. Их демократия греческая, отпуск - турецкий13. Но они этого не понимают, не хотят понимать и не поймут, такая уж это культура, поликультура, псевдокультура...

Возможно, им, грядущей евре14, это уже не нужно, есть ведь красивые "отписки" и "отмазки"15 - про "права человека", про "толерантность", еще про что-нибудь. Что ж, делай что можешь, будь что будет, а там посмотрим. Пока - на горящий Париж16. Возможно, в скором времени - на пылающую Москву.

Примечания:

1 Собственно, они только лишь начали происходить; так, вероятно, вскорости они перейдут из категории печальных в категорию трагичных, а позже - поучительных.

2 В последнее время азан - призыв к намазу, произносимый с минарета мечети - в ряде стран отчасти автоматизировался; вместо живого человека может быть включена аудиозапись.

3 Следует отметить, что ислам, подобно иудаизму, на первое место ставит культовую деятельность; мировоззренческая компонента (в отличие, скажем, от христианства) вторична. Элементом таковой деятельности является и одежда, и пищевые запреты, и необходимость чтения намаза пять раз в день в определенное время, и многое другое.

4 Одно из типовых определений толерантности (см.: Декларация принципов толерантности, утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1995 года). Еще одно - "толерантность в условиях свободы и равенства", только где же их вот найти... Или: "искусство жить рядом с непохожим"; с женой, что ли? (определения взяты с сайта "Толерантность. Федеральная целевая программа").

5 Туда попросту "не тянется" никакая идентификация.

6 Которая, кстати, сама подвержена деконструкции и, собственно, почти уже деконструирована (поскольку субъекта деконструировали несколько ранее, сложно сказать, кем конкретно).

7 Фуко М. Ненормальные. - М.: Наука, 2005. - 432 с.

8 Интересно это опять-таки у Фуко, см.: Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / Пер. с фр. Наумова В.; под ред. Борисовой И. - М.: Ad Marginem, 1999. - 479 с.

9 По данным французского епископата (sic!), 4.3% граждан Франции исповедуют ислам. При 60,7 миллиона населения это порядка 2,6 миллиона человек. Их, мягко говоря, совершенно некуда "отселять".

10 Член общества защиты животных и вообще хороший, в сущности, человек; апелляция подана, кстати. Оправдают, наверное.

11 Более подробно см.: Бурлина Е. О "молодых городах" эпохи Просвещения: (функции развлекательных жанров в становлении горожан).

12 В Дании, согласно статистике, 65% заключенных за изнасилование - выходцы из исламских государств при общей численности таковых в стране порядка 5% (см. Саттеруэйт М., цит. по: Миграция: табу политкорректности нарушено).

13 С некоторыми дополнениями воспроизводится пропагандистский германский плакат (более подробно см.: Бурлина Е. Кофе, пицца, Бог - а ты?).

14 "Евра" - по аналогии с "лимита", "гопота", "дярёвня"; жаргонизм, обозначающий представителя нового европейского сознания.

15 Как фиксирует Даль, "спереди мажут, а сзади кукиш кажут".

16 Декрет о чрезвычайном положении в тридцати городах Франции (включая Париж, Ниццу, Тулузу и пр.) введен в действие 9 ноября 2005 года.

       
Print version Распечатать