Три ветви политического ислама

Тема "холодной войны", которая сейчас возвращается в мировую повестку, освежает многие позабытые политические расклады, схемы и блоковые конструкции. Интересен и вопрос о том, какова будет позиция стран исламского мира, которые в период прежней "холодной войны" разрывались между основными игроками.

Для исламского мира тему стратегического противостояния с немусульманским миром нельзя назвать новой. Концепция военно-политического противостояния мусульман немусульманскому миру изначально заложена в самой догматике ислама. Разброс мнений исламских интеллектуалов относительно возможности применения данной геополитической концепции сохранил актуальность и сейчас. В зависимости от целей, которые ставятся той или иной интерпретацией исламской формулы мира, их сторонников можно объединить в три крупные группы.

Первая группа - " джихадисты", участвующие в вооруженном джихаде или поддерживающие его. К "джихадистам" принадлежат: идеолог современной политической доктрины ислама, убежденный сторонник взрывной военно-политической активизации ислама по всему миру Сайид Кутб, который был казнен за свои идеи; один из лидеров афганского джихада в период войны с Советским Союзом, "духовный наставник" Усамы бин Ладена палестинец Абдулла Аззам, погибший в Афганистане; наставник, а впоследствии критик лидера суннитского сопротивления в Ираке Абу Мусаба аз-Заркави, иорданский палестинец Абу Мухаммад аль-Макдиси.

Ко второй группе, которую можно обозначить, как "проповедники", стоит отнести тех интеллектуалов, которые проживают в странах исламского Востока, не поддерживают идеи глобального вооруженного джихада, а ратуют за распространение исламского вероучения и создание исламских образовательных учреждений. Среди них: известный современный ученый, председатель Европейского совета по фетвам и исследованиям Юсуф аль-Карадави; бывший Председатель Комитета по фетвам Университета аль-Азхар Атиййа Сакр; Абд-уль-Маджид Субх, также представляющий Университет аль-Азхар.

Третью группу можно назвать " западниками", поскольку к ней относятся исламские мыслители и общественные деятели, проживающие в странах Европы или США. Это, в частности, президент Североамериканского совета по фикху (мусульманскому праву) Музаммиль Сиддики; прежний глава того же Совета Таха Джабир аль-Альвани; лидер европейских мусульман, внук основателя движения "Братья-мусульмане" Хасана аль-Банны, франкоязычный проповедник Тарик Рамадан.

Характерно, что ни один из исламских мыслителей, даже из числа самых умеренных, не отрицает разделение человечества на правоверных и неверующих, и необходимость мусульман всеми своими силами противостоять миру неверия. Дискуссии идут лишь относительно методов и инструментов противостояния.

Принципиально новым в XX веке оказался не факт противостояния исламских государств и наций неким немусульманским странам, но разорванность самого исламского мира.

Новое издание "холодной войны", несомненно, не возродит прежней модели притяжения мусульманских государств к двум основным блокам противостояния. Однако, возможно появление таких политико-идеологических конструкций, что возникнет необходимость в пересмотре средневековой теополитики ислама. Чему уже положено начало западными мусульманскими мыслителями.

       
Print version Распечатать