Три России

Чаяли, чаяли мы несколько лет назад дивного нового мира и жизни будущего века, можно сказать, отчаялись - но вот, поднимается занавес, время - XXI век, а Россия такая же, какая была и в наши дни, в лохматые девяностые. Или - нет?

Россия - такое дело! - как бы раздвоилась. Интеллектуальная элита кипит (собственно, уже докипает) по поводу широко известного проекта Конституции made by Станислав Белковский ( le reprеsentant Института национальной стратегии). Строго говоря, есть теперь открытая для широких масс "Россия Белковского".

Противостоит ей более известная модель - Россия Глеба Павловского ( le reprеsentant Фонда эффективной политики1). Институт противостоит Фонду, национальная стратегия - эффективной политике. Политсексология (иначе опусы Белковского трудно назвать) - политтехнологии, истерическое мышление (пусть и замечательно обоснованное, но конспирология всегда истерична) - мышлению техническому.

Конституция Белковского, выражаясь терминами Михаила Леонтьева, - маразм, о чем сказано уже много. Интересно другое - реакция "интеллектуальной элиты" на этот, мягко говоря, несколько "стебный"2 текст. Для интерпретации реакции, да и самого проекта (реальности "России Белковского"), мы можем обратиться к такому феномену, как "блог" - сервис сетевого дневника3.

Действительно, как "запостить" что-то в блоге? Для начала нужно зарегистрироваться (существует бесплатная регистрация, но платная предоставляет больше возможностей). Потом - написать. Потом - отправить. И текст будет - пока его не удалят администраторы или сам автор "поста".

Мне кажется, что с точки зрения Белковского, власть - это блог. Во власти нужно зарегистрироваться (платная услуга). После регистрации можно писать тексты - ну хотя бы Конституцию или любую иную проникновенную декларацию. Почему нет? Написанный текст можно отправить - туда, или сюда, или не важно куда. И текст будет...

Мало того, текст этот будут (с пеной у рта либо циничной усмешкой - не принципиально) комментировать, комментировать и комментировать. Будут появляться новые users (сопользователи власти), автор поста обретет новых и, возможно, перспективных friends (заклятых друзей). В зависимости от того, насколько интересно и убедительно автор " жжет"4, повышается его блоггерский (простите - властный) статус. Соответственно поскольку власть - это блог, то власть достаточно легко модерируется и администрируется. Достаточно написать пару зажигательных постов.

В "России Павловского" власть структурна и иерархична, чтобы получить власть - нужно работать, работать и работать, развивая систему социальных связей, анализируя риски, исследуя возможности... Власть - не блог, но несколько более плотное образование, доступное для человека, который обладает нужными знаниями в области социальных технологий5.

В конце концов, "Россия Белковского" - это почти авангардный перформанс, до предела виртуализирующий понятие "Россия"6. Можно сказать, что Белковский стремится фальсифицировать "Россию"7, тогда как Павловский стремится ее верифицировать, проверить на истинность путем политтехнологии.

В рамках подхода можно было бы выделить и "Россию Березовского" (мирно почившую в конце девяностых), и "Россию Ходорковского" (отложенную к исполнению вместе с самим "актором"), и "Россию Паниковского", в которой до сих пор живет множество людей, делающих дела, но завершить тему я хочу иначе.

Существует совершенно иная Россия. Вряд ли ее можно назвать "Россия ...-овского" или кого-то еще, скорее это "просто Россия"8. Россия честных людей, тургеневских девушек, печоринских юношей, дворников-бодхисаттв и алкоголиков с высоким содержанием "софийности" в крови, которых так любил Борис Борисыч из "Аквариума", Россия игрунов и хитрованов, потаенных пустынь и окаянных грешников... Эта Россия живет при Белковском, Павловском, ...-овском; для нее не важно, какой нынче год на дворе и кто наш любимый и всенародно избранный. Россия, таким образом понимаемая, не географическое понятие, не государство и не власть. Россия - это состояние сознания, и не более того. Белковские, павловские и ходорковские выступают здесь лишь эпифеноменами9, призраками, бродящими по России.

Помнить о ней, этой России, - к этому-то я и зову вас - по мере сил и возможности.

Примечания:

1 Особое внимание следует, на мой взгляд, уделить тому, что мы говорим не о притивостоянии Глеба Павловского и Станислава Белковского (они друг другу совершенно не противостоят), а о противостоянии "Павловского" и "Белковского" как медиапроектов, существующих в народном сознании. Соответственно тот, кто их противопоставляет, народному сознанию не явлен.

2 По одной из далевских этимологий глагола "стебать" - "частить; <...> сечь розгой; <...> резко и часто говорить; <...> сыпать словами, ничего не слушая".

3 Например, LiveJournal.

4 От "жечь" - по Далю, в том числе "производить чувство, подобное ожогу; <...> Жег, жог м. калужск. парень выжига, бойкий, находчивый плут; <...> Жигарь м. ряз. подбивала... зачинщик". Согласно Интерактивной энциклопедии современного языка "зажигать" - в том числе "заводить, разогревать публику". В контексте LiveJournal ("Живой Журнал"="ЖЖ") более подробно см. "Паутина", вып. 25.

5 Каковые, в свою очередь, также могут пониматься конспирологически - и в народном сознании они так и понимаются ("Павловский может привести к власти кого угодно, потому что он знает как" - примеров подобного рода клише не счесть).

6 И все связанные понятия - "Конституция", "государство", "президент"... Как напишешь - тем и станет.

7 Конечно, не в плане подделки, но в смысле проверки на истинность через возможность оболгать - это интересная концепция принадлежит Карлу Попперу: если концепцию невозможно эмпирически опровергнуть (нет способа), то эта концепция не имеет отношения к науке.

8 По аналогии с "просто Марией" - в почти пелевинском ключе.

9 Согласно Большой советской энциклопедии, "эпифеномен... придаток к явлению (феномену); побочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них никакого влияния".

       
Print version Распечатать