Трансформеризация Московского кинофестиваля

Открывшийся на прошлой неделе Московский Международный кинофестиваль обнажил проблемы, имеющиеся в отечественном кинематографе. Если копать глубже, то можно сказать, что это еще и зеркало нашей системы управления и институтов власти, замешанных на обоюдных интересах чиновников и крупного капитала без учета культурной составляющей и прочих непотребительских интересов зрителя.

Фильмом церемонии открытия Московского кинофестиваля стал потенциальный блокбастер Майкла Бэя «Трансформеры 3: Темная стороны луны». В прокат картина выходит в конце июня, и показ в «Пушкинском» должен был стать мировой премьерой. Третья часть франшизы всё о том же: роботы известного производителя игрушек в очередной раз спасают Землю. Могли ли предположить отцы-основатели Московского фестиваля, что подобная картина когда-либо будет открывать мероприятие? Отдельные мнения, выступавшие в защиту подобного выбора, указывали на то, что другие крупные международные кинофестивали за последнее время открывали также не авторские проекты, такие как «Робин Гуд» и мультфильм «Вверх». Однако при этом не уточняется, что режиссер первой картины снял «Бегущего по лезвию», а пиксаровское детище получило «Оскар» за лучший анимационный проект года. Предыдущая часть «Трансформеров» в свою очередь собрала все крупные номинации награды «Золотая малина» (худшие: режиссер, сценарий и фильм), призванной отслеживать достижения дурного вкуса.

Как же мотивировали свой выбор «Трансформеров» отборщики ММКФ? Программный директор Кирилл Разлогов сообщил, что данным шагом организаторы решили подчеркнуть полярность мирового кинопроцесса, поставив блокбастер рядом с авторскими проектами. Еще одной задачей столь одиозного решения, была попытка привлечь международное внимание к фестивалю. Мол, на общемировую премьеру приедут полторы сотни иностранных журналистов, чьи обзоры поднимут престиж Московского кинофестиваля. Каким образом данное событие может улучшить уровень конкурса и прочих программ, организаторами не уточнялось.

Но помимо официальной позиции отборщиков есть еще и другая сторона вопроса, позволяющая менее замысловато ответить, почему на открытии фестиваля были «Трансформеры-3». Ведь еще год назад во вступительной речи президент фестиваля Никита Михалков вещал "Фестивальное кино не ставит своей целью развлекать зрителей, оно призывает думать и совершенствоваться... Главный критерий нашего выбора фильмов – ценность художественного высказывания". К слову обилия иностранных журналистов на открытии замечено не было. Напротив, по мнению опрошенных журналистов, прессы в этом году меньше, чем в прошлом. Сравнить количественно, к сожалению, невозможно из-за того, что на сайте фестиваля впервые за много лет отсутствует список аккредитованных журналистов.

Бюджет Московского кинофестиваля, не считая спонсорских вливаний, - 3 миллиона долларов. Это, конечно, немного, но фестиваль пользуется большими льготами, а также не платит за место показов, транспорт и прочие отдельные накладные расходы. Вести активную деятельность в строгих бюджетных рамках трудно, тем не менее организаторы часто подчеркивают, что ММКФ является фестивалем высшей категории (иногда добавляя, что данная категория несколько лет назад была упразднена). Данное обязательство обязывает иметь в конкурсной программе исключительно премьеры. Из семнадцати фильмов-участников конкурсной программы мировых премьер пять. Остальные картины уже показывались в национальном прокате, либо на других фестивалях.

Хотя доверять официальному каталогу кинофестиваля в данных вопросах можно с большой осторожностью: например, показ картины «Расплата» в рамках церемонии закрытия, обозначен как «Европейская премьера», несмотря на то, что она была впервые показана на фестивале в Довиле еще в сентябре прошлого года, а в середине июня 2011-го вышла во французский кинопрокат. Но даже если выдать достойные картины не первой свежести за премьеры, то все равно встанет вопрос – что делать с главным инфоповодом открытия?

Какую картину, не засвеченную ранее, показать в «Пушкинском», чтобы устроить всех, включая желтую прессу и эстетов-кинокритиков? И здесь все начинает упираться в сроки проведения Московского кинофестиваля. Так как перед ним проходит Каннский кинофестиваль и отечественный «Кинотавр», а одновременно, или чуть позже с Москвой – фестиваль в Карловых Варах, то авторы достойных картин предпочитают ангажировать себя во второстепенных Каннских программах, чем связываться с нашим, мягко говоря, не очень престижным конкурсом. Поэтому найти приличную картину, удовлетворяющую высоким требованиям нашего фестиваля, после французов невозможно. Что же остается делать нашим отборщикам?

За последние годы российский кинопрокат демонстрирует постоянный рост. В 2010-м году наша страна заняла шестое место в мире по сборам национального кинопроката, уступив по приросту лишь Китаю. Столь высокие показатели привели к тому, что западные кинокомпании стали уделять больше внимания рекламным раскруткам картин на территории России. Стали чаще приезжать звезды, проводиться шумные премьеры, увеличиваться бюджеты промо-акций. В связи с этим возрос статус фильма-открытия фестиваля для дальнейшего коммерческого проката, уже в простых кинотеатрах. А если под это дело приедут звезды Голливуда, то всё начинает великолепно сочетаться. Три года назад на премьере ММКФ был голливудский «Хэнкок», который после освещения прессы и приезда Уилла Смита с Шарлиз Терон, показал высокие сборы, став по этому показателю шестым по итогам года. В этом же году пока по тому же сценарию развивается история с «Трансформерами». Но почему отборщики всё же выбрали эту картину, а не какую-либо другую, голливудскую, более уместную в данных обстоятельствах?

На территории России третьих «Трансформеров» прокатывает компания «Централ Партнершип». Это один из крупных игроков рынка, владеющий эксклюзивными правами на дистрибьюцию одного из голливудских мейджоров – Paramount, которым принадлежит франшиза о замаскированных роботах. «Централ Партнершип» входит в медиахолдинг «Проф-Медиа», которым в свою очередь владеет «Интеррос» Владимира Потанина. В «Проф-Медиа» входит много различных ресурсов, – несколько телеканалов, радиостанций и журнал «Афиша». Также медиахолдинг является соучредителем крупнейшей российской киносети «Синема Парк» (где ему принадлежит 80%. Остальные 20% процентов принадлежат компании «ТриТэ», владельцем которой является Никита Михалков, попутно являющийся членом Совета директоров «Синема Парк»).

Таким образом, президент Московского кинофестиваля, как предприниматель, связан коммерческими отношениями с компанией, которой в свою очередь принадлежит «Централ Партнершип» (кроме этого, «ЦПШ» являлись прокатчиком всех последних картин Михалкова). Неудивительно, что за последние пять лет проведения кинофестиваля, права на внутрироссийский прокат более половины фильмов открытия и закрытия принадлежали «Централ Партнершип». Доходит до абсурда: журналисту, чтобы увидеть фильм открытия на показе для прессы, недостаточно иметь аккредитацию у ММКФ, - он должен предварительно зарегистрироваться у компании-прокатчика. Другим моментом, в отношении которого мы не скоро узнаем правду, является банальное распределение бюджетных денег «по своим». Чтобы звезда дала интервью или пресс-конференцию на кинофестивале, необходимо иметь соглашение, которое обычно оплачивается из бюджета мероприятия. После того как некоторое время назад организаторы ММКФ признались задним числом, что платили звездам, нет никакой гарантии, что аналогичное признание не прозвучит позднее. Для невозможности подобных махинаций необходимо сделать крупные расходы фестиваля прозрачными.

Что же произошло на самой премьере? К моменту начала демонстрации картины в «Пушкинском» была заполнена лишь половина зала. Ближе к концу показа число зрителей еще уполовинилось. Можно ли представить, что на премьере фестиваля в Каннах или Берлине останется четверть зрителей? Сколько зрителей досидело до конца «Трансформеров» в Москве, доподлинно выяснить не удалось, так как все опрошенные на этот счет люди посчитали ниже своего достоинства присутствовать в зале с игрушечными роботами на экране, покинув его до показа фильма. «Стратегический партнер» фестиваля газета «Известия» написала о премьере следующее: «Справедливости ради заметим, что далеко не все приветствовавшие группу выдержали сам фильм... И тем не менее примерно с середины фильма зрители стали потихоньку расползаться. Правда, не в таких количествах, чтобы зал к финальным титрам казался опустевшим. Да и те, кто ушел, не испытывали по отношению к “Темной стороне Луны” никаких отрицательных эмоций».

Вместо того чтобы вести селекционную работу, договариваться с ведущими режиссерами и представлении их фильмов на открытии и закрытии фестиваля, отборщики просто подстраиваются под график голливудских премьер, которые курирует близкая руководству компания. Если бы не было кинофестиваля, звезды «Трансформеров» всё равно приехали в Москву и представили свой фильм. То, что именно эта картина открывала ММКФ следствие графика росписи кинопремьер на территории США, что согласовывается крупными игроками рынка порой за несколько лет. На месте «Трансформеров» могла оказаться любая картина, если бы подошло время соответствующей премьеры и сопутствующего промо-турне звезд.

Следуя этой логике, фильмом открытия следующего Московского кинофестиваля станет очередной «Стар Трэк», чья премьера уже сейчас запланирована на конец июня 2012 года. И Михалков с Кириллом Разлоговым будут надувать щеки, представляя фильм, и объяснять свой выбор чутким отслеживанием мирового кинопроцесса. А сам кинофестиваль будет загнивать дальше, так как сложно построить что-то стоящее на ретроспективах старого кино и картинах, предоставленных культурными центрами посольств некоторых государств в виде гуманитарной помощи.

       
Print version Распечатать