Теория зомби в международных отношениях

От редакции. Живые мертвецы, стремящиеся съесть людей, – это всего лишь выдумка и сюжет массовой культуры, хоть и стремительно набирающий популярность? Отнюдь. Практика показывает, что "проблемой зомби" обеспокоен весь мир. Социологи и культурологи пишут книги о том, что делать в условиях нападения зомби. Канадские ученые строят модели, в соответствии с которыми рассчитывают, как скоро эпидемия живых мертвецов уничтожит мир. А политологи-эксперты в международных отношениях рассуждают о том, как будут реагирвоать на зомби различные школы международных отношений. В частности, уважаемый политолог, автор русского журнала Дэниел В. Дрезнер, профессор международной политики Школы Флетчера при Университете им. Тафтса, пишущий редактор журнала "Foreign Policy", написал книгу «Теории международной политики и зомби». На основе этой работы он опубликовал статью в "Foreign Policy". РЖ представляет ее перевод в надежде, что русскоязычные читатели, долгое время пренебрегавшие "проблемой зомби", наконец, осознают ее важность.

* * *

В мировой политике существует множество источников страха – террористические атаки, природные катаклизмы, изменение климата, финансовая паника, распространение ядерного оружия, этнические конфликты и так далее. Однако анализ культурного духа времени поражает, как неестественная проблема стала одним из наиболее тревожных опасений в международных отношениях. Я говорю, конечно, о зомби.

В нашем случае зомби – это оживший человеческий труп, обладающий сильным желанием пожирать человеческую плоть. Это своего рода вурдалак, который впервые появился в 1968 году в кино-классике Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» и в последние годы мгновенно стал распространяться в массовой культуре (задвигая на задний план своих более пассивных «собратьев» - реанимированных трупов после традиционных западно-африканских и гаитянских шаманских ритуалов). Раз они могут распространяться за границы и угрожать государствам и цивилизациям, эти зомби должны попасть в зону внимания ученых и политиков.

Призраки восставших трупов также представляют значительную опасность для интерпретаторов международных отношений и для теорий, которыми те пользуются, чтобы постичь мир. Если мертвец поднимается из могилы и нападает на живого, какие мысли будут – или должны – определять человеческую реакцию на это явление? Выдержат ли все эти теории натиск зомби? В какой момент люди решат, что прятать и делать запасы – это верная мысль?

Серьезно настроенные читатели могут отвергнуть эти вопросы, как нереальные, однако опасение, связанное с поедающими человеческое мясо вурдалаками, абсолютно очевидно в нынешней массовой культуре. Независимо от того, смотрит ли кто-то фильмы, играет в видео-игры или читает книги – этот жанр явно на подъеме. По скромным подсчетам более трети от всего объема фильмов о зомби были выпущены в течение последних десять лет. Зомби явно стали глобальным феноменом: кроме Соединенных Штатов, фильмы о зомби вышли в Австралии, Британии, Китае, Чехии, Германии, Ирландии, Италии, Японии, Корее, Мексике и в Норвегии.

Зомби видео-игры, в том числе «Обитель зла» (Resident Evil) и «Заражённые» (Left 4 Dead), также стали популярными и имеют огромное количество поклонников по всем миру. И за последние десять лет зомби когтями расчистили себе путь в списки бестселлеров в разных литературных жанрах – от руководств по выживанию до новых интерпретаций художественной литературы ранней викторианской эпохи. «В мире ставшего обычным ужаса сегодня ничто не может быть популярнее зомби, – радостно сообщил газете USA Today один редактор в прошло году. - Ожившие мертвецы останутся с нами».

К этому зомби-буму относятся – и следует относиться – очень серьезно. Для некоторых мыслителей из сферы международных отношений интерес ко всему омерзительному может представлять косвенную попытку получить когнитивное понимание того, что бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд однажды назвал «неведомые неизвестные» в сфере международной безопасности. Или, возможно, существует подлинный общепризнанный страх того, что мертвые восстанут из могил и будут пожирать наши внутренности. Крупные университеты разработали форс-мажорные планы по борьбе с нашествием зомби, и все чаще студенты колледжей играют в своих кампусах в игру «Люди против зомби» - то ли для того, чтобы снять стресс, то ли чтобы подготовиться к нашествию живых мертвецов. Власти Гаити воспринимают эту угрозу настолько серьезно, что приняли закон о книгах, чтобы предотвратить эпидемию зомбизма. Ни одна великая держава не сделала подобного публично, но можно только гадать, какие планы вынашиваются за закрытыми дверями.

С точки зрения общественной политики, зомби, безусловно, заслуживают больший интерес, чем паранормальные феномены, например, беженцы, вампиры, колдуны, хоббиты, мумии, оборотни и супер-герои. Существует одна из двух версий конца историй о зомби – уничтожение/покорение всех зомби или истребление человечества с лица земли. Если верить массовой культуре, то мирное сосуществование вурдалаков и людей – это очень отдаленная перспектива, по крайней мере, за пределами кино «Шон живых мертвецов». Такие крайности и финал истории - «все или ничего» - менее характерны для вампирских и колдовских канонов. Действительно, последние литературные тропы предполагают, что вампиры могут мирно сосуществовать с обычными подростками во многих мировых высших школах – при условии, что они настоящие работяги. О зомби нельзя сказать того же. Если верить тому, что «общественная культура определяет мировую политику», как утверждается в недавней статье в Politics, тогда сообществу международников нужно срочно задуматься об армиях живых мертвецов.

Далее будет описана попытка удовлетворить усиливающуюся тягу к знаниям о том, как зомби повлияют на будущую модель мира. Однако это сложная задача: если посмотреть на государственную теорию международных отношений, то станет сразу ясно, что не существует консенсуса по проблеме наилучшего способа задуматься о глобальной политике. Есть множество парадигм, пытающихся объяснить международные отношения, и каждая из них отличается в том, как политические деятели могут отреагировать на оживших мертвецов.

I. Не театральная школа реальной политики зомби

Есть множество разновидностей реализма, но все реалисты начинают с общей для всех предпосылки: анархия – это самая главная угроза для мировой политики. Анархия не обязательно предполагает хаос или беспорядок, а, скорее, отсутствие централизованной легитимной власти.

Не важно, что думают ярые космополиты или помешанные на теории конспирации – не существует всемирной власти. Не имя монополии на использование силы в мировой политике, деятели должны предпринимать меры по «оказанию помощи самим себе», чтобы обеспечить свое дальнейшее существование.

В мире анархии единственная валюта, имеющая ценность – это сила, т.е. материальная способность блокировать давление или насилие, оставаясь при этом способным оказывать влияние на других. Глобальная анархическая структура также не позволяет властям полностью доверять друг другу и вынуждает государства руководствоваться лишь собственными интересами.

Если вкратце, то у реализма довольно мрачный и «желтушный» взгляд на мир. Другими словами, ему совершенно комфортно во вселенной зомби – особенно в мире фильмов Джорджа Ромеро.

Как появление пожирающих плоть вурдалаков может повлиять на мировую политику? Реалистичный ответ на удивление прост: международные отношения почти не пострадают. Несмотря на то, что некоторые будут усматривать в нашествии зомби новую угрозу существованию, реалисты не удивятся заявлению о том, что прибытие зомби приведет к радикальным переменам в человеческом поведении. Для них нашествие живых мертвецов станет всего лишь эхом старых проклятий – от «Черной смерти» XIV века до пандемии гриппа 1918 года. Если перефразировать Цисидия, реальная политика зомби заключается в том, что сильные будут делать все, что могут, а слабых будут поглощать воскресшие ненасытные трупы.

Реалисты также предсказывают политику равновесия сил. Так не создаст ли спектр живых мертвецов неустойчивую коалицию людей против вурдалаков? Такую возможность исключать нельзя. Если зомби появятся, например, из центральной Евразии, их способность быстро распространяться может спровоцировать появление альянса, созданного с целью помешать ордам зомби завоевать континент. Однако «подстава» может стать равновозможным итогом. В случае «подставы» государства воздержатся от активной позиции по отношению к зомби в надежде на то, что другие страны сделают грязную работу по объединению, чтобы подавить демонические орды. Кроме того, государства могут воспользоваться этой угрозой, исходящей от живых мертвецов, чтобы захватить новую территорию, уничтожить иррединистские движения (иррединист - политический активист, ратующий за возвращение в состав его государства земель, исторически к нему относящихся, но находящихся под контролем другого государства. – РЖ.), свести старые счеты или подавить давних соперников. Китайская народная республика может использовать угрозу зомби, чтобы оправдать оккупацию Тайваня. Россия может использовать угрозу, чтобы объяснить свою интервенцию в ближнее зарубежье. Соединенные Штаты также окажутся слабыми перед искушением использовать угрозу зомби, как стратегическую возможность. Насколько многочисленной должна быть армия кубинских мертвецов, чтобы оправдать развертывание 82-й воздушно-десантной дивизии США?

Но, в конце концов, реалисты, в особенности американские, несомненно, вспомнят предупреждение Президента США Джона Куинси Адамса, который призывал не выходить за пределы границ «в поисках монстров, которых нужно уничтожить».

II. Либеральное объединение в борьбе против зомби

Как и в случае с реализмом, у либерализма также много разновидностей. Тем не менее, либералы считают, что в мире анархии сотрудничество все равно возможно. Либералы относятся к мировой политике, как к игре с ненулевой суммой. Сотрудничество - будь то международная торговля, нераспространение ядерного оружия, профилактика заболеваний – может принести глобальный урожай в виде общественных благ в крупных масштабах. У ключевых игроков мировой политики есть стимул, чтобы осознать выигрыш от долгосрочного совместного сотрудничества, и избежать расходов, которые последуют за взаимным отступничеством.

На первый взгляд, либеральная парадигма кажется довольно несовместимой с каноном зомби, который больше склоняется в сторону апокалипсиса живых мертвецов. В действительности, трагедия либерализма во вселенной, населенной зомби, заключается в том, что некоторые его ключевые принципы, вероятно, будут форсировать рост зомбизма. Например, открытые границы наверняка будут способствовать распространению через эти границы и живых мертвецов, и инфицированных людей-переносчиков.

Если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то выяснится, что либеральная парадигма предлагает некую аналитическую изюминку. Романтические зомби-комедии - rom-zom-coms содержат и явные, и неявные элементы либерализма. В 2009 году фильм «Зомбилэнд» был посвящен теме разъяснения и соблюдения четко определенных правил выживания в кишащей зомби среде. Основной мессидж фильма – кроме необходимости потренировать сердечно-сосудистую систему – это необходимость совершенно непохожим личностям доверительно относиться друг к другу.

В кульминации фильма «Шон живых мертвецов» главный герой Шон объединяет друзей, произнося хвалебную песнь либерализму: «Как когда-то сказал Бертран Рассел, ‘Единственное что спасет человечество - это сотрудничество’. Думаю, сегодня мы можем в этом убедиться».

А что же будут делать либералы после нашествия вурдалаков? При условии, что первоначальная волна зомби полностью не сотрет с лица земли правительства, либералы будут предполагать, что международный режим, направленный на борьбу с зомби, может внести значительные коррективы в проблему. Учитывая серьезную общественную выгоду от стирания живых мертвецов с лица земли, вероятной реакцией станет продуманная политика координации действий.

Либеральная модель предскажет итог, который не будет совершенным и со временем подвергнется политической критике – почти как Европейский Союз. То есть система по предотвращению тотального зомби-апокалипсиса тоже может работать довольно хорошо. Вспышки активности зомби, несомненно, будут. Квазистационарные гуманитарные миссии по борьбе с зомби – возможно, под эгидой ООН – скорее всего, будут развернуты в несостоявшихся государствах. Либералы признают, что истребление поедающих плоть вурдалаков навсегда маловероятно. Однако сжатие проблемы зомби до уровня легко контролируемых угроз вполне возможно. Большинство стран будут убивать большинство зомби большую часть времени.

III. Неоконсерватизм и ось «зловещих мертвецов»

Реакция неоконсервативной политики на восстание живых мертвецов будет простой и ясной. Если перефразировать известное высказывание Роберта Кейгана, то можно сказать: люди с Земли, а зомби – из ада. Ни попытка приспособиться, ни попытка понять их не поможет. «Неоконы», напротив, будут выступать за агрессивную и военную реакцию, чтобы сохранить гегемонию человека. Вместо того чтобы ждать, пока вурдалаки придут к ним, они воспользуются политикой нападения, что подразумевает битву с живыми мертвецами. Превентивный удар по зомби, безусловно, превратится в войну против самого зла.

Именно благодаря неоконсерватизму эта доктрина сопоставима с дошедшей до наших дней работой о том, как лучше реагировать на угрозу зомби. На самом деле, моделирование, проведенное исследователями Карлтонского Университета в Канаде и Университета Оттавы, предлагает такой вывод: «Вспышка зомби, инфицирующих людей, может быть катастрофической, если против живых мертвецов не задействуют чрезвычайно агрессивную тактику… Нашествие зомби, скорее всего, приведет к разрушению цивилизации, если им не заняться мгновенно».

Впрочем, другие элементы неоконсерватизма могут подорвать долгую жизнеспособность первоначальных политических поборнических заявлений. Например, неоконсерваторы часто признают, что все соперники являются частью единой оси или альянса злых врагов. Конечно, это предположение работает, если оно привязано к зомби, но вряд ли неоконсерваторы на этом остановятся. Они неизбежно смешают в кучу трупы с другими угрозами человечеству, как часть более масштабной Третьей мировой войны против авторитарных деспотов и зомби – «Ось зловещих мертвецов». Это будет саботировать любую попытку вести войну на базе широкой коалиции, подрывая боевую эффективность в Глобальной войне против зомби.

IV. Об управлении угрозой зомби

Этот краткий обзор теоретических моделей приводит к некоторым интересным выводам, касающихся мира в эпоху зомби. В этих разных моделях прослеживается некая связь.

Например, большинство подходов предрекают, что живые мертвецы будут по-разному действовать по отношению к разным властям. Более вероятно, что мощные державы выдержат атаку поедающих плоть вурдалаков. Чума живых мертвецов пополнит реестр угроз, которые непропорционально влияют на беднейшие и слабейшие государства.

Различные модели международных отношений также предлагают гораздо более широкое разнообразие исходов этой ситуации, чем голливудские каноны фильмов о зомби. Обычная история о зомби, изложенная в книге или показанная в кино, быстро заканчивается апокалипсисом. Однако теоретические подходы, описанные в этой работе, говорят о том, что в реальном мире будет очень жесткая политическая реакция на угрозу со стороны живых мертвецов. Реализм предсказывает, что в конце между живыми мертвецами и всеми остальными будет заключено соглашение «жизнь в обмен на жизнь». Либералы прогнозируют несовершенный, но, тем не менее, полезный режим против зомби. Неоконсерваторы предвидят победу над угрозой зомби в результате долгой и настоящей битвы. Эти сценарии предполагают, что, "может быть, представление о том, что зомби истребят людей, слишком завышено".

Конечно, катастрофические последствия все еще возможны. Бездействие бюрократии может привести к тотальному разрушению государственной власти. Общественное мнение и давление заинтересованных групп может затруднить многостороннее сотрудничество. Сбои внутри общественной схемы также могут сделать мир таким, что в нем биологические различия между людьми и зомби станут нематериальными – и те, и другие будут действовать как обычные зомби. Таковы возможные последствия. Вероятны они или нет – это уже другой вопрос.

Наконец, я хочу сказать, что аккуратное планирование и последовательный подход к проблеме поможет урегулировать угрозу зомби. Цель этого исследования не заключается в том, чтобы дать политические рекомендации, или чтобы сказать, что один подход лучше по сравнению с другим. Пусть читатель сам потренирует свое собственное суждение, выбирая, как распорядиться этой информацией. В действительности, заинтересованным и образованным студентам мировой политики следует думать своими мозгами – пока их мозги не съели зомби.

Источник:

http://www.foreignpolicy.com/articles/2010/06/21/night_of_the_living_wonks?print=yes&hidecomments=yes&page=full

       
Print version Распечатать