Стада мостов мычат послушно

Тематические причуды медийщиков существуют порой в какой-то своей логике, на которую не влияют ни праздники, ни сенсации. В зоне образовательных тем есть шкала актуальности, живущая по своим, подчас не объяснимым законам. Понятно, что долгое "противостояние" школьного директора Поносова и Билла Гейтса отняло все силы российской прессы. Образовательный "темник" сегодня можно поделить на две категории: криминал плюс коррупция либо отработка официально-официозной текучки в информагентском режиме. Таковы издержки тотального гламура. Непопадание в какую-либо "корзину" за исключением "спецзаказа" автоматически означает выпадение из информполя и прописку в каких-то узкоцеховых, чиновничье-бюрократических резервуарах. Усилия теперь уже многолетнего потока псевдодискуссий на стандартную тему "Что делать с российским образованием?", проводимых структурами разного типа и уровня - фондами, вузами, - отрабатывающими бабки, по мере нарастания количества и повышения пафосного градуса еще более затемняют понимание сути современного российского образования. По этой же причине СМИ отказываются, намеренно пропускают, занося в список "неинтересных", события типа "Международная конференция с трудным названием "Сотрудничество Россия - ЕС: приоритетные направления развития науки и технологий на 2007-2013 годы" или обсуждение проекта Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2008-2012 годы", инициированное комиссией Общественной палаты по вопросам интеллектуального потенциала нации.

Однако неслучайно именно там, одолевая инерцию и застоявшуюся ересь, в традиционной упаковке "под форменной пуговицей и толстой шинелью" прячется пылкий ум и бьется горячее сердце. "Пульс прощупывается".

В таких делах всегда особенно интересны три вещи: сценарий, драматургия события, запланированная и спонтанная; характер импровизаций; а также мосты между этими тремя частями. И конференция, и разговор, затеянный ОП по поводу новой министерской концепции, встроились одна в другую. Обе жестко завязаны на вопросах: что нам делать в ближайщую пятилетку, как и с кем? И последняя конференция, организованная "Вышкой" , в которой участвовали немцы, испанцы, англичане, переполненная секционно и тематически, показала: Европа и Россия - в одной лодке (не важно, как это лодка называется). А Болонский процесс только небольшая ее часть.

Дважды за короткую предпраздничную четырехдневку (20-22 февраля) был "проигран", обкатан и апробирован министерский доклад по поводу науки и тех, кто эту науку будет делать в России сегодня и самое ближайшее завтра. На конференции успели чуть скорректировать и минимально учесть предшествующее обсуждение.

Но право первой ночи в продвижении министерской концепции ОП подтвердило прежде всего тем, что впервые через общественную экспертизу проходил не законопроект, а ресурсный проект правительства. На этом ключевом тезисе Я.И.Кузьминов сфокусировал комиссии. Слово "впервые" было неоднократно оправдано, потому что, действительно, впервые реальным адресатом проекта стала научная, университетская среда, почти полностью разрушенная в 1990-е годы (В.Садовничий).

В сжатой презентации А.Хлунов, директор департамента научно-технической и инновационной политики Министерства образования и науки РФ, описал нехитрую кухню подготовки: программа по своей природе некий конструкт, в котором собран и приведен к общему знаменателю опыт отдельных вузов. В задачу разработчиков входило найти правильные инструменты превращения этого опыта в "общее место", сделав прививки всей образовательной системе. Одна из главных прививок, действие которой можно будет сразу почувствовать, - повышение зарплаты к будущему году до 30 тысяч рублей. Кому? Ответ: всему педагогическому и ученому сообществу. Всему. Правда, как это будет происходить, остается неясным. Непонятно, как меньше чем за год удастся провести такое изменение.

Однако 30 тысяч все равно в целом достаточно аппетитная цифра, а главное - очень конкретная, понятная и ощутимая, хотя и вызвавшая резкую критику ректора ГУ ВШЭ: "Не те масштабы". Вся остальная калькуляция программы для неспециалистов выглядит достаточно абстрактно как арифметически, так и хронологически, потому что материальная шкала затрат трудно соотносится с временной. Выделяется 57,5 млрд рублей на круг: из них первые 5 млн рублей будут потрачены на финансирование тысячи проектов в области естественных, гуманитарных и технических наук; 2 млн рублей уйдут на поддержку 2 тыс. профессорских и доцентских проектов. Что ж, отчасти привычная и освоенная схема - такой "домашний Сорос" с поправкой на действующие РФФИ и РГНФ. Грантовая "игла", на которую подсядет ограниченное поголовье ППС, - гарант оздоровления среды.

Уникальность февральской дискуссии при всей перенасыщенности образовательного пространства типовыми мероприятиями - в отчетливом эффекте новизны первого прорыва. Прорыва, произошедшего пока на уровне разработки документа и презентации его содержания, "между строк", в зазоре сценарных заготовок и спонтанных комментариев, обнаружившем увлекательные вещи. В российском университетском секторе постепенно складывается "ансамблевая структура" - при всей изначальной конкуренции новых и старых брендов, неприятии стратегий - тем не менее в системе персонажей-лидеров, взаимодополняющих друг друга. В этом ансамбле ректоров нивелирован элемент межуниверситетской полемики, переведен в другое качество. В нем каждый произносит свое "честное ректорское". Так, ректор МГУ В.Садовничий философски историчен. Его кредо - возвращение к "чуду (ректорское слово!) шестидесятых", к авторам "матчуда" (Колмогорову, Келдышу), к "академической науке, которую мы потеряли" (ср. "Россия, которую мы потеряли", "кино, которое мы потеряли" - расхожие клише, тиражируясь, заполняют речевое пространство, точно приписывая говорящего в групповую систему идеологических координат). Поэтому и получается, что идеальная ситуация для реставрации утраченной университетской модели, свободной и автономной, - мехмат шестидесятых. Ректор Томского госуниверситета - сибирский стоик, однако в его личной сетке оптимистических показателей просматривается устойчивый отрицательный симптом: в ТГУ при 1200 ППС идет стабильный ежегодный прирост в количестве 100 кандидатов и 25 докторов, однако из-за целого ряда "отсутствий" - правого госстатуса, трудового кодекса, нормальной пенсионной системы - ситуацию нельзя удержать под отечественным контролем, и штучные кадры уползают за границу. "Собирательный ректор" (МИФИ, МИСИ, МГИЭТ) - крепкий хозяйственник, в ансамбле отвечает за инструментарий, технику и оборудование, а также жилой фонд (больше общежитий, реконструкция подмосковных комплексов - Дубна, Пущино, Серпухов - залог успешных инноваций). Палитра не бедна и не богата, однако в ней любопытным образом смешиваются разные начала: отчетность победного рапорта, публичная исповедь, пиар.

Реакция министра А.Фурсенко подтвердила несколько вещей: ректорский ансамбль - знак новой ситуации, а такая дружественность (при дозированной критике) отчасти пугает: благостность - плохая примета для выполнения проекта. Словно бы заяц дорогу перебежал.

А что такое все-таки программа, где ее место? Это мост, инструмент переходного периода, срок ее действия короткий - три-четыре года (все должно происходить крайне быстро), она работает только в связке с нацпроектом "Образование" - оба и придуманы для того, чтобы запустить катализаторы, сделать первые системные шаги. (К случаю вспомнили "экспертовскую" статью про инновационную экономику с красноречивым подзаголовком "Сделайте хоть что-нибудь!"; один из авторов - Д.Медовников.) Именно так и следует воспринимать программу. Поэтому не случайны слоганы министра "Ключевое звено - вуз", "Не сталкивайте ректора с профессором/завкафедрой", "Больше прав университету", "Высшее образование - институт развития, а не камера хранения". В этом институте нужны сцепления, мосты поколений (а куда девать пенсионеров, у которых не просто деньги, средства к существованию, а гораздо больше - вся жизнь связана с работой? Врачам и учителям, людям "общительных" профессий, труднее всего после выхода на пенсию менять годами устоявшийся образ жизни. Чудная, богатейшая офтоповая тема. Ее-то сразу испуганно оборвали: слишком уж неподъемна, сложна, тянет все сферы сразу!), мосты в академической среде, мосты к тому, что будет в соцсфере и науке через три-пять лет. Впервые такой "программный мост" при прочих равных сможет качественно изменить сложившееся положение - в образовательной системе перенаправить денежные потоки и отделить те, что идут на социализацию, от тех, что рассчитаны на подготовку специалистов и науку. Что ж, посмотрим. Обещают, ждать придется недолго. К осени сочтемся.

       
Print version Распечатать