Спасти полковника Романова

Сегодня, 17 апреля, в российский прокат выходит картина "Господа офицеры. Спасти императора" - вполне бюджетный, но крайне патриотичный фильм, нещадно эксплуатирующий любовь широких народных масс к боевикам категории "В" и святому Белому воинству. Доморощенные конспирологи, разумеется, уже решили, что фильм заказан напрямую из 14-го корпуса Кремля, как и прочая ура-патриотическая продукция последних лет. Однако достаточно посмотреть даже не сам фильм, а лишь трейлер к нему, чтобы понять - ситуация обстоит прямо противоположным образом: режиссер на пару с продюсером жаждут, чтобы их заметили и благословили. Но, слава богу, у нас пока только один Михалков, да и того много.

На пресс-конференции, предварявшей пресс-показ, режиссер Олег Фомин, мило стесняясь, сказал, что они принципиально решили не пользоваться услугами консультантов: "В интернете очень много материала". За этим откровением последовало еще одно - оказывается, "екатеринбургская трагедия таит еще много загадок". Неужто речь об оставшейся неопределенности с идентификацией останков, захороненных в Петербурге? Конечно же, нет. Оказывается, по мнению режиссера, первый следователь, занимавшийся этим делом, выяснил, что царская семья не погибла и расстрела никакого не было, а была лишь инсценировка. За это знание он поплатился жизнью. Второй следователь пришел к таким же выводам - и его тоже убили. Третий следователь успел бежать за границу и опубликовать материалы расследования, - но его тоже убили. В общем, все умерли. Иными словами, в режиссерской голове реальный следователь Николай Соколов распался на три независимых личности. Помимо того что он четко установил факт гибели семьи Николая II, вопрос с "убийством" остается открытым. Скажем так - он скоропостижно умер по неустановленной причине. При этом заметим, что его смерть была нужна отнюдь не большевикам, а, напротив, немногочисленным монархическим кругам в эмиграции, которым были выгодны как легенды о выжившей (целиком или частично) семье, так и легенды об отрезанной голове Николая II в кабинете Ленина.

Действие картины "Господа офицеры" разворачивается в июне-июле 1918 года. Главный герой, который собирается спасти императорскую фамилию, получает распоряжения одновременно (!) от Пепеляева (почему-то названного полковником - тогда он еще подполковник) и от Гришина-Алмазова (почему-то генерала - тогда еще полковника). Самое любопытное, что эти вот белые "Западно-Сибирской армии" (сформированной, к слову, только 13 июня 1918 года) вовсю воюют с красными, причем ведут позиционные (!) бои. С расстояниями герои путаются - то у них версты, то у них километры, ну да это для отечественного кино дело привычное. Я уж не говорю о том, что вполне себе эсеровские по настроениям сибирские войска оказываются вдруг на редкость промонархически настроенными. Для справки: вопреки распространенным мифам, монархистов среди белых было крайне мало. Большинство реалистично смотрело на ситуацию и поддерживало как минимум идею Учредительного собрания с целью определения дальнейшего государственного устройства России. Чисто монархической по настроению была лишь Южная армия, численность которой не превышала в лучшие времена пяти сотен человек. Удивительным образом вообще никто в фильме ни словом не упоминает Чехо-Словацкий корпус, на тот момент бывший наиболее крупной силой в регионе.

Но это все мелочи. Для проникновения в тыл красных группы капитана Давыдова предпринимается "двухсоткилометровый кавалерийский рейд белых". Заметим, что практически все боевые действия в Сибири в этот период велись вокруг городов и вдоль Транссиба. Залезать в леса-тайгу смысла не было вообще никакого. Учитывая, что Западно-Сибирская армия на тот момент насчитывала тысяч пять штыков и сабель от силы, выделять некую "кавалерию" для рейда - это просто бессмысленное занятие. Тем более что необходимо было банально перейти линию фронта - да хоть через те же леса. А двести километров - они ничего не решают, ибо от Томска до Екатеринбурга полторы тысячи километров по прямой. Считать ошибки в фильме, к работе над которым не привлекались консультанты, - дело бессмысленное и неблагодарное, поэтому следует остановиться еще на одном малоприятном моменте.

Не секрет, что в последние годы модно вставлять в кино

цитаты из других фильмов, но, когда картина более чем наполовину состоит из подобных киноцитат - от "Своего среди чужих..." до "Железной маски", - это уже перерастает уровень веселого узнавания и ты переходишь к тоскливому перечислению того, что и откуда режиссер позаимствовал, чтобы не особо сильно мучиться со сценарием. Ну и вершина плагиата - рекламный плакат фильма, "цельнодраный" с памятных по советскому детству "Неуловимых мстителей", - черные силуэты верховых на фоне кровавого заката. В творчестве этого режиссера, как оказалось, чересчур много ремейков...

То, что в стране возрождается жанр исторического кино, прекрасно. Проблема в том, что, в отличие от советского периода исторического кино, российское в подавляющем большинстве случаев экономит на консультантах - людях незаметных, но для исторических картин крайне необходимых. В результате на экраны выходят экранизации оригинального режиссерского видения отечественной истории и "я так вижу" приравнивается к "оно так было". Сусальный миф аккуратно вбивается в податливые головы отечественного зрителя, и Николай со спасшейся семьей, тихонько едущие на крестьянской телеге из Екатеринбурга, обретают плоть и реальность. Конечно! Как же иначе? Царь спасся, а останки, похороненные в Петропавловском соборе при Ельцине, - мощи невинно убиенных, но простых людей. А они... они вернулись, хоть и тайно, хоть и под чужими именами, в родной для них Петроград. И жили они долго и счастливо, и цесаревич лил слезы умиления над своим внуком, родившимся в 65-м году, и умерли они, окруженные любовью и заботой, и похоронены под камнем с фамилией, величие которой должно проявиться лишь в начале 21-го века.

"Господа офицеры: Cпасти императора"

Режиссер Олег Фомин

В ролях Олег Фомин, Александр Бухаров, Анна Азарова, Анатолий Белый, Сергей Баталов

Россия, 2008, 115 мин.

       
Print version Распечатать