Смерть карликов

Грядущая ликвидация карликовых партий была неизбежна. Напомним, что по новым положениям федерального закона "О политических партиях" в партии должно состоять не менее 50 тысяч членов, а также существовать отделения как минимум в 45 регионах, причем каждое должно насчитывать не менее 500 человек. Для партии, целью которой является - как максимум - приход к власти, а как минимум - участие в государственном управлении - эти требования не являются препятствием. Три тысячных (!) от населения России - вот что такое эти "непреодолимые" 50 тысяч.

В недавнем прошлом количество партий в нашей стране измерялось даже не десятками, а сотнями. Бюллетени на парламентских выборах 1996 года напоминали небольшой журнал - шутка ли, 43 партии! Можно, конечно, говорить о том, что такое разнообразие призвано отражать интересы как можно большего числа граждан России - и это будет правдой. Но не стоит превращать демократические институты в цирк, плодя партии любителей светлого и темного пива, левого и правого руля. Вопрос ведь не в количестве как таковом, а в эффективности той или иной партии. Не имея поддержки со стороны населения, карликовая партия превращается в передвижной цирк.

К тому же многие политкарлики стали в последнее десятилетие прибыльным видом бизнеса - их покупали и продавали с единственной целью: обеспечить депутатской неприкосновенностью, заветными "корочками" на любом уровне маленьких региональных олигархов. Разумеется, ликвидация подобной лазейки воспринимается достаточно болезненно заинтересованными лицами.

Не следует забывать, что политкарлики, идущие под нож нового закона, по всем параметрам не могут участвовать в выборах - как в Госдуму, так и на региональном уровне, таким образом, их существование теряет практический смысл. Разумеется, из подобного печального положения есть выход - приговоренные к ликвидации могут образовывать комические дуэты или трио по образцу мироновской "Справедливой России" и пытаться вернуться на политическую арену. Другой вариант, которому уже последовали три партии - преобразование в общественное движение. Подобный ход может продлить агонию и, возможно, позволит получить какое-то финансирование для "перехода на иной уровень".

Представляют ли прошедшие горнило нового закона 17 партий сформированную перед выборами-2007 картину политического поля России? Не совсем - ведь, помимо этих партий, существуют также и политически активные маргиналы на левом и правом фланге. Вероятность их регистрации в качестве политических партий, учитывая разношерстность составляющих их "соратников", крайне маловероятна - даже для возрожденного в очередной раз рогозинского КРО. Таким образом, не имея представительства в Госдуме, их эффективность сведется лишь к шумным, но пустым заявлениям. Вероятнее всего, они не смогут произвести какие-либо эффектные или эффективные акции, к примеру, что-либо похожее на "оранжад", и яркий тому пример - с треском проваленный так называемый "Русский марш".

Останется ли после декабря 2007 года политическое поле неизменным? Скорее всего, нет. Вполне вероятно, что нас ждут новые альянсы и слияния, а равно и уход с арены некоторых партий-аутсайдеров. Жесткие решения по очистке политического поля от мусора позволяют надеяться, что в обозримом будущем политические партии России будут иметь реальную поддержку граждан - и реально защищать их интересы.

       
Print version Распечатать