Слава подлинно жил философией

Умер философ Вячеслав Вольнов. А в жизни - мой друг Слава Кудрявцев. Красивый высокий парень спортивного телосложения и романтической внешности. 48 лет.

Коренной питерец, он жил в старой питерской квартире на Грибоедовском канале, рядом с Казанским собором, и всякий раз, бывая в этом городе, я останавливался в его доме, беседовал допоздна с ним и с его замечательной женой Таней.

Слава подлинно жил философией, жил, постоянно соотнося свои поступки с философскими категориями. Он именно что блуждал в мире феноменов и из-под его пера выходили "Феномен свободы", "Феномен любви", "Феномен власти", наконец «Феномен смерти» и все же последний — «Феномен музыки». Со Славой было очень интересно спорить, поскольку в отличие от московской философской тусовки в нем не было ни грана высоколобого снобизма. Он жил не фамилиями и цитатами, а идеями, которые по гуссерлевски именовал "феноменами". Он обожал Шостаковича, почитал Хайдеггера, с подлинно питерской непосредственностью мог часами рассказывать о полюбившейся книге.

Любимой политической его идеей был глобальный союз цивилизаций, в которой Россия занимала бы одно из выдающихся мест. Слава считал, что в отличие от Запада - цивилизации свободы - России следует стать цивилизацией справедливости . Меня тогда поразило, что его статью на эту тему, опубликованную на АПН, решился перепостить православный и консервативный сайт "Правая. ру". Поразило потому, что сам Слава был убежденным либералом (на самом деле, ярко выраженным социальным либералом, только он это почему-то отрицал) и, увы, атеистом. На его личном блоге - В контакте - так и записано: по религиозным взглядам - атеист.

Боюсь, что философу именно сейчас и именно в России - если он стоит на правильном в целом духовном пути (а Слава, уверен, был именно таким философом), просто нельзя, никак нельзя быть атеистом. Какие-то силы, живущие в каждом человеке, сразу же заставят по жизни и в теории сделать серию ошибок, которые в конечном итоге приведут к самому неправильному из неправильных выбору.

Последний раз мы с ним серьезно общались более года назад, когда обсуждали на американском сайте РЖ (Штаты-2008) идеи Роберта Кейгана. Потом нам обоим отвечал из далекого Нью-Йорка знаменитый Александр Янов. Потом – была пара писем друг другу, сочувственный в личном послании отклик на наш с Александром Павловым «Иной либерализм», обещание созвониться… Но в жизни каждого из нас произошло за этот год много такого, что трудно было бы рассказать в двух словах по телефону…

Что меня не устраивало в славином понимании «либерализма»? Мне казалось крайне опасным по политическим и, как я теперь понимаю, не только по политическим основаниям, трактовать либеральное понимание «свободы» как возможности некоей максимально допустимой – в условиях природы и общества – самореализации человека. Раскрытия его творческого потенциала, проявления его внутреннего «я» и т.д. То, что сам Слава вслед за Хайдеггером мыслил как «бытие самим собой», точнее — достигнутую способность быть самим собой (Слава употреблял здесь ужасавший каждого из его читателей новоизобретенный им термин «могение», который было бы правильнее с точки зрения русского языка переводить как «можествование»). Проще говоря, согласно такой трактовке, я свободен тогда и только тогда, когда делаю то, к чему призван, что не требует никакой другой цели, кроме самого того дела, которое я делаю. Боюсь, с такой «свободой» получится как со «здоровьем у античных греков» по версии Честертона в его знаменитом эссе о Франциске Ассизском.

«Кто поклонится здоровью – не останется здоровым!» Кто увидит смысл в самом смысле, в самой ситуации осмысленности, рискует остаться в мире тотальной бессмыслицы. Думаю, что коммунизм марксистского толка оказался социально бесплоден по той причине, что сделал ставку на раскрытие индивидуальных потребностей, личностных приоритетов и т.д. В конечном итоге неизбежно выясняется, что в жизни просто нет ничего такого, что имманентно содержит в себе смысл, что хорошо просто потому, что хорошо само по себе. Художник может творить, философ мыслить, ученый познавать отнюдь не ради творчества самого по себе, мышления самого по себе, познания самого по себе. Радость от переживания некоего процесса ощутима лишь в том случае, если этот процесс устремлен к какой-то отличной от самого процесса цели. Если в мире феноменов обнаруживается присутствие какой-то иной, трансцендентной этому миру реальности.

И это имеет прямое отношение к свободе. Политическая значимость «свободы» проявляется отнюдь не тогда, когда мы хотим выразить этим понятием наше желание жить той жизнью, какой мы хотим жить. И здесь абсолютно не играет роли идет ли речь о так наз. потребительской или так наз. творческой свободе. Обе они не могут служить ориентирами для политического действия. Политическая свобода – и в этом был корень наших расхождений со Славой – правовое оформление отнюдь не способности индивида «быть самим собой», но лишь его независимости от власти. Его невовлеченности в ее игры. Ценностью свободы является не реализация моего «я», но лишь ограничение внешней Власти в серии ее исторических экспериментов с моим духом и моим телом.

К сожалению, наш давний спор так и остался незавершенным. В последний год нам не суждено было повидаться, но я надеялся, что вскорости мы снова встретимся у него в питерской квартире, рядом с Казанским собором, разопьем бутылку сухого вина и… вновь разойдемся в вопросе о сущности свободы и о допустимых путях ее осуществления.

РЖ публикует одну из серии феноменологических лекций Вячеслава Вольнова 2005-2008 годов, в котором его редкое по нашим временам философское дарование раскрывается, может быть, в наиболее полной мере. «Феномен смерти» - о том, что казалось философу прямой противоположностью «свободе», о ситуации «духовной смерти», о ситуации, когда исчезает «то ради чего» пишутся книги, изобретаются философские теории, совершаются подвиги…

* * *

Авторский сайт Вячеслава Вольнова:

http://v-volnov.narod.ru/VolnovAuthor.htm

Статьи на сайте АПН:

http://www.apn.ru/authors/author202.htm

Феномен власти:

http://www.politstudies.ru/vm/vm2/vm2_dis_12.htm

Подборка материалов об идее союза цивилизаций:

http://archipelag.ru/geopolitics/stolknovenie/theory-civilization/

Статьи на "Русском Архипелаге":

http://archipelag.ru/authors/volnov/

Роберт Кейган и мировой дух

http://states2008.russ.ru/V-fokuse-dnya/Robert-Kejgan-i-mirovoj-duh

       
Print version Распечатать