Симы или яфеты?

У нас теперь и премьер-министр не чужд налоговым сюжетам, и вице-премьер на бюджетных отношениях собаку съел, что побуждает к резонерству на налоговые темы.

...Всякий, кому доводилось хоть раз успешно довести до устойчивости развитие города, обитаемого виртуальными симами, знает, как непросто дается баланс между собираемостью налогов и потребностями роста. То пробки возникают на перекрестках, то водопровод пересыхает, то проценты по долгу, взятому на строительство моста, набегают слишком быстро, то неблагодарные симы решают, что налоги высоки, и массово сбегают к соседям. Тем не менее, не встречалась еще особь мужеска или женска полу, которая не сумела бы освоить игру Сим-Сити. Более того, довольно мелкие дети осваивают ее до неприличия шустро. Конечно же, живой город, да еще в его постсоветском состоянии, посложнее, чем виртуальная модель, наши политические игры сочинены отнюдь не Сидом Майером со товарищи, да и не законопослушные симы их населяют, а все более яфеты, чтоб не сказать обиднее. И все же закон всемирного тяготения никто в наших палестинах не отменял.

Первый вариант налога с продаж вводили так нешумно и отменили так быстро, что многие даже не помнят, когда это вообще было - то ли при позднем Горбачеве, то ли при раннем Ельцине. Этот первый вариант отличался от последующих тем, что он без затей воспроизводил американский образец: на товарном чеке была пробита цена, а под ней отдельная сумма 5%. Народ, помнится, путался и пытался робко скандалить: на ценнике одно, а платишь больше, однако же почти пообвык. Поздняя же версия налога была от обывателя укрыта, поскольку налог теперь упаковали внутрь ценника, что создавало, конечно, немало соблазнов для торговцев. Так или иначе, налог поступал в местный бюджет, что привело местные власти к постижению одной из фундаментальных истин цивилизации - поощрение торговли и услуг выгодно для местной власти.

И вот налог отменен, что стало недурным новогодним презентом для торговцев и заодно очередным шагом федеральной власти к консолидации всех средств в собственных руках. Муниципиям же отдельным законом обещано наступление счастья с 2006 г., когда федеральная власть возьмет на себя ответственность за своевременность субсидий, предоставив муниципиям право не выполнять свои обязательства без получения соответствующих средств. Закручено настолько лихо, что многие из знакомых мэров публично заявили, что более не намерены заниматься склочным муниципальным делом.

Но меня интересует несколько иное. В налоге с продаж по американскому образцу есть замечательное свойство. В нем, совершенно понятном - от 1-2 процентов в малых городках до 8 процентов в Нью-Йорке, - принцип справедливости воплощен простейшим манером. Больше товаров и услуг покупаешь - больше и платишь. И знаешь, сколько платишь, так как это указано на каждом чеке. И знаешь, куда платишь - в местную казну, что дополнительно укрепляет обывателя в его гражданском естестве.

Лишив город налога с продаж, федеральная власть пытается компенсировать потерю принципа справедливости усиленной охотой на укрытые капиталы, что не слишком эффективно и очень недешево, если принять во внимание затраты на егерей. При этом власть упустила ценнейший источник достоверной информации о реальных обывательских расходах - реальных потому, что предельно детализованных, ведь полные данные можно снять с любой торговой точки, оснащенной кассовым аппаратом. Предельно - не значит абсолютно, поскольку не исключает фокусов с чеками, но абсолют, как известно, доступен лишь в горнем мире. Понимаю, разумеется, что отказ от простоты может означать увеличение затрат на исследования - на братьев-социологов, но даже и тут остается сомнение: а так ли это?

       
Print version Распечатать