"Серые зоны" ДОВСЕ

Официальное объявление Россией моратория на выполнение ДОВСЕ заставляет снова вернуться к этой теме. На эту тему сказано огромное количество слов, хотя в данном случае было бы вполне достаточно привести цифры, отражающие теоретическое и фактическое соотношение сил между НАТО и Россией в Европе, а также проследить динамику изменения этого соотношения. В данном случае приводится динамика за последние три года. Можно было бы выбрать любой другой период за прошедшие с момента подписания ДОВСЕ почти семнадцать лет, но уход в слишком далекое прошлое заставил бы учитывать изменение состава НАТО (что усложнило бы сравнение), а срок меньший, чем три года, может показаться слишком малым, чтобы отразить тенденции. Напоминаю, что ББМ - это боевые бронированные машины (БМП, БТР и машины с тяжелым вооружением (более 75 мм), не являющиеся танками), а под артиллерией подразумеваются любые артсистемы (от минометов до РСЗО) калибром более 100 мм.

НАТО

В т.ч. США

Россия

НАТО/РФ

США/РФ

Танки (старая/новая квота)*

20.000/22.424

4.006/1.812

6.400/6.350

3,13/3,53

0,63/0,29

Танки (реально на 1.1.03/1.1.06)

16.683/14.692

684/317

5.103/4.882

3,27/3,01

0,13/0,06

ББМ (старая/новая квота)

30.000/36.570

5.372/3.037

11.480/11.280

2,61/3,24

0,47/0,27

ББМ (реально на 1.1.03/1.1.06)

28.706/27.225

1.397/912

9.807/9.126

2,93/2,98

0,14/0,1

Артиллерия (старая/новая квота)

20.000/23.137

2.492/1.553

6.415/6.315

3,12/3,66

0,38/0,25

Артиллерия (реально на 1.1.03/1.1.06)

17.833/16.627

312/224

6.038/5.754

2,95/2,89

0,05/0,04

Самолеты (старая/новая квота)

6.800/8.038

784/784

3.450/3.416

1,97/2,35

0,23/0,23

Самолеты (реально на 1.1.03/1.1.06)

4.678/4.199

235/209

2.358/2.095

1,98/2

0,1/0,1

Вертолеты (старая/новая квота)

2.000/2.509

518/396

890/825

2,25/3,04

0,58/0,48

Вертолеты (реально на 1.1.03/1.1.06)

1.379/1.299

115/43

445/438

3,1/2,97

0,26/0,1

ВВП в млн долларов (абсолютный размер)**

28.442.887

13.201.819

986.940

28,82

13,38

ВВП в млн. долларов (по ППС)**

28.065.569

13.201.819

1.704.036

16,47

7,75

* - "Старая" квота - для НАТО по договору 1990 г. (для 16 стран), для РФ - по Ташкентскому соглашению 1992 о разделе советской квоты между 8 странами СНГ; "новая" квота - по "адаптированному ДОВСЕ" 1999 г. (для НАТО - сумма квот 22 стран-членов; Румыния, Болгария и Словакия по состоянию на 1.1.03 формально не были членами НАТО, но уже имели официальное приглашение о вступлении в него, поэтому в данной таблице они учтены и в новой квоте НАТО и в реальном количестве техники).

** - Для НАТО - сумма ВВП всех 26 стран-членов; все данные - за 2006 г.

Из приведенных цифр можно сделать следующие выводы.

1. Сетования Кремля на то, что ДОВСЕ чем-то "ограничивает" Россию, представляются совершенно бессмысленными, поскольку Россия не просто не способна выбрать квоты, которые ей разрешены договором, но неуклонно сокращает свои силы в зоне ДОВСЕ. Из этого следует бессмысленность сетований и на фланговые ограничения, особенно в условиях окончания чеченской войны.

2. Популярные в отечественных СМИ заявления о том, что НАТО вообще и США в частности наращивают свою группировку в Европе, не соответствуют действительности. НАТО в целом и США в особенности сокращают свою группировку еще быстрее, чем РФ. Реальное превосходство НАТО над РФ по всем 5 классам вооружений меньше, чем теоретически возможное. Нынешнее НАТО, включающее, применительно к ДОВСЕ, 22 страны, не выбирает не только свою нынешнюю квоту, но даже и старую квоту 1990 г., рассчитанную для 16 стран. Что касается США, то в зоне ДОВСЕ Россия в настоящее время превосходит их в 10 раз по ББМ и авиации, в 15 раз по танкам и в 25 раз по артиллерии, причем и здесь наше превосходство имеет тенденцию к росту.

3. В условиях огромного экономического превосходства НАТО и США над РФ наши претензии на военное равенство представляются откровенным абсурдом. Совершенно очевидно, что договор на самом деле ограничивает их, а не нас. Разрушение договора приведет к тому, что НАТО при желании сможет вместо нынешнего 2-3-кратного превосходства над РФ достичь 10-15-кратного.

На самом деле, единственной рациональной претензией РФ к ДОВСЕ можно считать "серые зоны", т.е. то, что часть стран НАТО (сегодня это страны Балтии и Словения) не имеют квот ДОВСЕ, т.е. теоретически могут иметь сколь угодно большие собственные ВС и иностранные контингенты на своих территориях. Ситуация может усугубиться тем, что в НАТО могут вступить еще 5 стран: Албания, Хорватия, Македония, Украина и Грузия, из коих только 2 последние имеют квоты ДОВСЕ. Они еще не получили официального приглашения из Брюсселя, но их вступление в блок активно лоббирует Вашингтон. Характерное для отечественной прессы отождествление Брюсселя и Вашингтона не соответствует реальному положению дел, но, разумеется, влияние США в НАТО очень велико.

Однако на сегодняшний день данная проблема носит чисто теоретический характер. Словения, Литва, Латвия и Эстония суммарно имеют 73 танка (3 латвийских, 70 словенских), 270 ББМ и до 500 артсистем. Авиации у них нет. То есть добавление этих стран практически не меняет совокупную мощь НАТО, блок по-прежнему не выбирает не только новую, но и старую квоту. Иностранные контингенты на их территориях сегодня составляют 4 истребителя на литовской базе Зокняй, которые по очереди представляют все страны НАТО, имеющие ВВС.

Добавление еще 5 "полуприглашенных" стран на сегодня дало бы блоку 4 тыс. танков, 5 тыс. ББМ, 5,4 тыс. артсистем, 650 самолетов и 200 вертолетов (разумеется, по всем классам вооружений не менее 2/3 от этого числа приходится на Украину). То есть даже в этом случае по танкам и авиации НАТО (в котором будет уже 31 страна!) окажется ниже как новой, так и старой квоты, а по ББМ и артиллерии выше старой, но ниже новой (рассчитанной, напомню, на 22 страны). Причем ВС всех этих стран оснащены почти исключительно устаревшей техникой советского, собственного, а в Албании еще и китайского производства, поэтому обречены на существенное ее сокращение. Таким образом, проблема "серых зон" отнюдь не так серьезна, чтобы ради нее выходить из договора.

Исходя из всего изложенного, можно сказать, что решение Кремля о моратории на ДОВСЕ носит крайне вредный и безответственный характер и в перспективе способно нанести очень существенный ущерб безопасности России.

       
Print version Распечатать