С Лениным по спирали

Я маленький человек. Не вхож в кабинеты, не пью с министрами. Для суждений о мире приходится довольствоваться малым. Выхожу на улицу, курю во дворе, иду в магазин, сажусь в автобус, озираюсь. И делаю выводы.

Мне нелегко судить о реформах, намеченных сотнями специалистов на уровне столь высоком, что не хватает фантазии вообразить, чем эти люди питаются и на чем спят. Но я в состоянии оценить, что у них получается в результате.

На днях побывал на родительском собрании в школе. О реформе образования слышно давно и много. Уже даже что-то и подготовлено. Власть объявила курс на модернизацию в сочетании с оптимизацией. Наш народ, не слишком сведущий в хитросплетениях государственной мысли, всегда отлично разбирается в наличности. Ему очевидно главное: денег нет и не будет. Их не дождаться сверху, но они нужны. Суть всякой оптимизации заключена именно в этом.

На собрании я с удовольствием обнаружил, что нет, денег за обучение пока не спрашивают, хотя все боялись именно этого.

Нет, не так.

Не уведомляют насчет их обязательной выплаты.

Зато обиняками всячески докладывают об их острой нехватке.

И о модернизации. Высшая власть общается со школьниками, режет ленточки на компьютерных классах, проводит Интернет в забытые Богом сёла, вдохновенно включается в учебный процесс – рисует и лепит из пластилина.

На деле объявленная модернизация выглядит немного иначе.

Вот несколько фраз, произнесенных директором школы. Они записаны по горячим следам, я в них ничего не менял. Школа, напоминаю читателям, петербургская.

Стеклопакеты, как вы видите, нам обещали, но не поставили, но мы держим этот вопрос на пульсе…

Все вы знаете, что нам остро нужна спортплощадка, но не оформлена земля, это замкнутый круг. Но дело как будто сдвинулось с мертвой точки…

Высшим достижением педагогической мысли становится сдвиг с мертвой точки затруднения с оформлением земли под школьную спортплощадку.

Будем работать в том направлении, чтобы поставить видеонаблюдение.

Не поставили и не поставим, а будем работать в направлении, чтобы.

Между делом выяснилось, что администрация боится не столько террористов, сколько проверяющих в штатском. Одинокий охранник не знает и не может знать всех родителей в лицо. Проблема.

По субботам у нас теперь работает буфет, хотя накладки, конечно (!), еще есть. Но вообще-то, нет ни одной гардеробщицы, не хватает уборщиц, и в столовой тоже работать некому. Поэтому в школе создается Попечительский Совет. Нас пригласили активно участвовать – а главное, приглашать в него состоятельных людей, депутатов и знаменитых артистов. Нет-нет, напрямую денег так и не попросили. Но депутаты не помешают.

С этого года у нас есть даже новый учитель физкультуры, а этим может похвастаться не каждая школа в городе.

Это серьезное достижение. Проблема в том, что реформой предполагается аттестация педагогов, пройти которую, по словам директора, практически невозможно. Помимо существующих бумаг и журналов, от учителей требуют научных работ и кандидатских диссертаций. Времени научить кого-то чему бы то ни было не остается. Это сочетается с введением в школах правовых отношений, благодаря которым родители смогут спрашивать с педагогов за все – за несданный экзамен, непоступление в вуз, плохую успеваемость.

Мы боимся, что еще 2-3 года – и учителя разбегутся в торговлю, как уже было.

…Типовое четырехэтажное здание, каких тысячи, спальный район. Земляные работы при самом крыльце, проклеенные бумагой оконные рамы. Нехватка кабинетов; спортзал, время в котором расписано по секундам. Спонсорская помощь, выраженная в замене электрических щитков.

Что с этим делать?

Может быть, в этих стенах уже подрастает поколение, которое разрубит гордиев узел проблем. Обнадеживающие признаки уже появились.

Учится там, например, молодой человек 16 лет, убежденный коммунист. Гуляет по сталинистским сайтам, состоит в группе поддержки Каддафи. В тетради рядом с примерами, которых решил из десяти пять, нарисовал Мавзолей, написал: "Ленин".

Прогулял урок алгебры, потому что вступил в коммунистическую партию.

- Почему тебя не было?

- Я в партию вступил!

Грудь колесом, на груди - снова Ленин.

- И что?

- Вы ничего не знаете о Советском Союзе!

У семидесятилетнего математика затряслись руки.

…Нас учили в школе, что история развивается по спирали. Я хорошо это помню.

       
Print version Распечатать