Россию и Украину ждет прагматический ренессанс

Итак, выборы на Украине состоялись. Виктор Янукович уже победил. Все миссии международных наблюдателей признали выборы состоявшимися, прозрачными и соответствующими международным стандартам. Это - внешний, так сказать, формальный взгляд на ситуацию.

Однако реальность “на самом деле” выглядит более сложно и многомерно.

К примеру, очень немногие международные наблюдатели привлекли внимание общественности к резкому росту явки избирателей в ряде регионов Украины, в первую очередь западных, буквально накануне закрытия избирательных участков. Для понимающего человека совершенно очевидно, что “это жу-жу-жу неспроста”. Эксперты называют цифры сфальсифицированных в интересах Юлии Тимошенко голосов – порядка 700–800 тысяч. Эти голоса не играют никакой роли в итоговом раскладе голосования, но помогут Тимошенко увереннее вести постинаугурационный торг.

В 2004 году Янукович набрал практически столько же процентов, что и на только что состоявшихся выборах. Но в отличие от сегодняшнего дня тогда ему не удалось свой результат защитить, отстоять. На Украине политика устроена таким образом, что если ты не в состоянии защитить свой результат от фальсификаций противоположной стороны, то тогда тебя самого объявляют фальсификатором, а все свои манипуляции объявляют честными выборами.

* * *

В России существует масса иллюзий в отношении украинской политической действительности и того, что возможно в украинском политическом поле, а что невозможно. Как правило иллюзии произрастают из-за плохого знания украинских реалий. Отсюда возникают какие-то завышенные и часто неадекватные ожидания от действительности украинской политики.

Например, вопрос о русском языке как втором государственном. Почему-то существует иллюзия, что, став президентом, Янукович немедленно конституционно уравняет украинский и русский языки.

Надо понимать, что Украина (как и Россия) – это страна, в которой изменения в Конституции все-таки возможны только в случае, если их одобрило так называемое конституционное большинство парламента. То есть «за» русский язык в качестве второго государственного должно проголосовать не менее 300 парламентариев. А у Виктора Януковича, даже если он очень сильно бы этого захотел, этих 300 голосов нет и в обозримой перспективе не будет. Следовательно, никаких изменений в Конституции, которые могут как-то изменить статус русского языка на Украине, быть не может. Поэтому эту тему надо закрыть раз и навсегда – ее нет.

Янукович может сделать и, скорее всего, действительно сделает другое. Судя по всему, будет принят закон, который предоставит регионам Украины большую свободу в выборе языка, на котором ведется документооборот, делопроизводство, судопроизводство, осуществляется преподавание в школе и так далее. По большому счету, этого достаточно.

Или еще медиа-иллюзия последних дней - “Тимошенко сразу отправят в отставку”.

Украинское законодательство не предусматривает отставки правительства после президентских выборов (как, например, в России).

По Конституции Украины отправить премьер-министра в отставку может только Верховная рада после создания новой коалиции (большинства). И уже после того, как новая коалиция предложит президенту страны нового премьер-министра, произойдет смена руководителя кабинета.

На сегодняшний день то, как пойдет процесс формирования нового большинства в Раде, – вопрос также открытый. Хотя, когда между двумя турами потребовалось внести определенные коррективы в закон о выборах, которые не позволили Тимошенко их сорвать, ситуационное большинство сформировалось. Но будет ли оно оформлено юридически в форме парламентской коалиции и когда – сейчас это вопрос неопределенной перспективы. Он не решится завтра, или послезавтра, или на следующий день после инаугурации.

Так что пока правительством Украины по-прежнему будет руководить Юлия Тимошенко. И это тоже реальность.

Поэтому при любых попытках проанализировать и просчитать политическую картину Украины после выборов президента нужно учитывать, что мы будем наблюдать не только политику президента Януковича, но и весьма определенную линию кабинета министров. Как они будут между собой сочетаться? Ответа на этот вопрос на данный момент нет ни у кого. Кроме того, в пылу избирательной кампании эти люди наговорили друг про друга столько гадостей, что им нужно какое-то время – отдышаться, остыть, приготовиться к какому-то конструктивному взаимодействию (если оно вообще возможно).

* * *

Янукович не является ни пророссийским, ни антироссийским политиком. Равно как ни прозападным, ни антизападным. Янукович – классический проукраинский политик. Он представитель и ставленник крупного олигархического капитала востока Украины. И в своих действиях он будет отстаивать, прежде всего, экономические интересы этой группы. Кстати, ее интересы часто конкурентны интересам российского бизнеса. Это очевидно.

Как очевидно, что отношения России и Украины ждет ренессанс, но это будет прагматический ренессанс, где каждая из сторон отстаивает свои интересы.

Возьмем для примера газовые отношения между Украиной и Россией. Янукович был, по сути, единственным кандидатом, который шел на президентские выборы и говорил о необходимости пересмотра газовых соглашений. А почему, собственно говоря, Янукович должен хлопотать о доходах «Газпрома»? Янукович должен хлопотать о доходах близкого ему украинского бизнеса, что он и делает. Украинскому бизнесу те договоренности, которые заключила Тимошенко в прошлом году, невыгодны. Только и всего. Янукович в этом смысле абсолютно органичен общему настроению бизнеса на Украине.

Пока сложно сказать, в каких формах будут проходить эти переговоры, но то, что этот вопрос будет поднят, совершенно очевидно.

Точно также Янукович постарается извлечь максимальные выгоды от взаимодействия с Таможенным союзом. Он уже говорил о формуле «три плюс один». Пока, естественно, не понятно, что он имеет в виду, – ведь это была предвыборная риторика, а подобного рода переговоры вещь сложная и профессиональная.

Важно понимать, что переговоры о взаимодействии с Таможенным союзом Янукович, если и будет вести, то исключительно исходя из понимания того, что это выгодно для украинской экономики и украинского бизнеса.

* * *

Подводя итог. Янукович для России будет очень непростым партнером по переговорам, который, безусловно, постарается добиться от нас максимальных преференций для украинского бизнеса и украинской экономики. В каком-то смысле его действия будут отдаленно напоминать поведение Александра Лукашенко, только в гораздо менее жесткой и менее последовательной форме. Этакий Лукашенко-лайт. И уж чего Виктор Янукович не упустит точно - так это попытаться продать свою якобы пророссийскость, во всяком случае пророссийскую риторику, за максимально возможную сумму. Собственно говоря, в этом и будет заключаться смысл его «восточной политики».

       
Print version Распечатать