Провозвестник новой цивилизации

Природа нынешнего кризиса

Отличие нынешнего мирового финансового кризиса от предшествовавших состоит в том, что он – кризис не перепроизводства, а перепотребления. Кризис перепроизводства, при обычном развитии событий, должен был разразиться десятки лет назад. Однако тогда был найден выход, который можно назвать цивилизационной аферой. Отставание платежеспособного спроса от возможностей экономики десятилетиями маскировалось широким развитием потребительского кредита, ипотеки, а также выпуском финансовых инструментов, скрывавших плохое качество выданных кредитов.

Можно сказать, что кризис был погашен мощными вливаниями ликвидности (кредитных денег) со стороны спроса, также как сейчас правительства разных стран пытаются гасить его, накачивая банки ликвидностью со стороны предложения. Но дальше деньгам, предназначенным для вложения в реальную экономику, идти некуда, поскольку платежеспособный спрос на товары и услуги недостаточен.

Следовательно, во-первых, пока не произойдет революция (качественный скачок) платежеспособного спроса – как в развитых, так и в развивающихся странах – мир будет конвульсивно имитировать восстановление этого спроса, скажем, через механизмы раскручивания государственного долга, но, тем не менее, всегда будем осуществляться возвращение в одну и ту же точку обострения кризиса. Так мы будем обречены на десятилетия нестабильности, которая постоянно будет лихорадить мировую экономику. Главной площадкой кризиса будут развитые страны, но затронуты им окажутся все, кто включен в мировую экономику.

Во-вторых, необходимо вспомнить один из главных тезисов Маркса, актуальный сегодня как никогда: капитализм создал такие производительные силы, которые сам полноценно использовать не может. Капитализм сегодня непосредственно сдерживает развитие производительных сил общества – при том, что на планете сегодня есть миллиарды голодных и живущих ниже черты бедности. Для ясности подчеркну, я не сторонник теории ближайшей гибели капитализма. Ни один другой известный человечеству общественный строй создать такую экономическую мощь не способен. Но вот совладать с этой мощью не может и сам капитализм.

В будущем сложившаяся ситуация может развиваться по разным направлениям.

Первое направление иллюстрируют рассуждения Иммануила Валлерстайна о трансформации капитализма и постепенном выходе к более эгалитарному миру и формированию общества на новых основаниях. Прежде всего, такой запрос идет из сфер, которые принципиально не подлежат коммерциализации: образование, здравоохранение, культура и так далее. Коммерциализация этих сфер уничтожает того человека, который должен быть встроен в либеральную систему ценностей. Без такого человека – целеустремленного, трудолюбивого, ответственного, в меру рационального – возможности, предоставленные открытым обществом, теряют смысл. Осуществляя научные поиски в этом направлении, следует рассмотреть возможность создания общества, построенного не на страхе голода и жажде наживы, а на иных основаниях. Запрос на поиск ответов на данные вопросы несомненно существует, существует запрос на поиск альтернативной системы, которая в дальнейшем заменит существующую, либо будет существовать наравне с ней и охватывать только определенные сферы жизни общества.

Тут центральным становится вопрос о роли прибыли. Ориентация на прибыль во многих сферах просто не работает или ведет к негативным последствиям. Здесь одной из моделей могла бы стать предложенная еще Прудоном: производители, ориентируясь на определенный социальный результат, рационально используют ресурсы и получают доход как от успеха, так и от экономии. Так, возможно, должен работать университет. Но так же, вероятно, можно выплавлять сталь или производить минеральные удобрения. Нечто подобное пытались создать в социалистических странах. Но там эта модель не сработала, прежде всего, потому, что она представляла собой попытки построить капитализм без капиталистов, точнее без предпринимателей, без их энергии, организационных и креативных способностей. Но без этого в современном мире вряд ли вообще что-либо можно сделать. Это мотор, лежащий в основании капитализма, его уничтожить невозможно, потому что тогда развитие человечества просто остановится.

«Революция спроса»

Зададимся вопросом: как возникают «революции спроса»? Такого рода прорывы происходят примерно по одной и той же схеме.

1) Сначала возникает кризис спроса. Платежеспособный спрос в рамках данной модели потребления в основном удовлетворен, темпы его роста отстают от темпов роста капитала и производственных возможностей экономики. Капитал не находит себе должного применения. Норма прибыли неуклонно падает. Экономика в унынии. Грядет кризис перепроизводства.

2) Возникает необходимость в крупной (национального, континентального или планетарного масштаба) инвестиционной программе, связанной с изменением модели потребления и образа жизни людей, а также созданием новых ниш для эффективного вложения капитала и получения сверхприбыли.

3) Формируется идея нового образа жизни, миф о нем, идет его широкая пропаганда. Параллельно осуществляются научные и технологические разработки. Производство предприятий, поверивших в новый миф, постепенно переключается на удовлетворение новых, впервые возникающих потребностей. Сюда направляются инвестиции.

4) Создается мода на новый образ жизни, стремление жить в соответствии с новой моделью потребления, жить «как все» или «лучше других».

5) Новый образ жизни становится «действительной потребностью» (стандартом жизни) для миллионов людей. Это означает, что без удовлетворения такой потребности человек не представляет достойного существования себя и своей семьи. Он готов работать ради этого день и ночь и вообще идти на многое. Промышленность и реклама каждый день создают новые потребности, но лишь некоторые из них превращаются в «действительные», без удовлетворения которых человек не мыслит своей нормальной жизни. «Революции спроса» продуцируют разносторонние «действительные потребности» в массовых масштабах. Именно в такие моменты возникают новые ниши в экономике, позволяющие капиталистам, первыми осознавшим предстоящую перемену в жизни целых народов, получать сверхприбыли.

6) Почти всегда такие прорывы (строительство крупных городов, железных дорог, освоение новых континентов) связаны с реализацией крупных инвестиционных программ, позволяющих использовать избыточный капитал. Они сами по себе создают огромный спрос на инвестиционные ресурсы и новые рабочие места. В результате возникает новый спрос почти на все, что производит экономика – от потребительских товаров, работ, услуг до инвестиционных ресурсов.

История знает несколько "революций спроса". Великие географические открытия и переселение на новые континенты, строительство крупных городов, каналов и железных дорог, обеспечение большого числа людей личным домом и личным автомобилем. В настоящее время мы наблюдаем крушение модели потребления, связанной с обеспечением людей собственным жильем в крупных городах и благоустроенных пригородах, а также персональным комфортабельным автомобилем. Был найден определенный сектор в потребностях людей, который стал настолько популярным, что люди решили, будто жить достойно можно только так — имея свое собственное жилье, причем определенного рода и в определенном месте. В этом убедили значительную часть человечества, в первую очередь на Западе. И стали создавать для этого условия. В частности, на почве этого мифа и связанных с ним ожиданий возникла ипотечная кредитная пирамида. Как всякая пирамида, она рухнула, потому что качественное жилье хотели иметь и те, кто просто не мог себе этого позволить, кому нельзя было выдавать такие кредиты. А их все-таки выдавали. В результате образовался огромный долговой пузырь. Ипотечный кризис, с которого начались нынешние экономические проблемы, — это кризис старого мифа, старой модели потребления и образа жизни в развитых странах.

Любая потребительская пирамида держится на доверии, как только оно натыкается на препятствие, становится ясным ее искусственный характер и происходит ее крах с теми или иными разрушительными последствиями. При столкновении с реальностью отпадают, прежде всего, надуманные, вернее навязанные извне и не ставшие «действительными» потребности. Данные рассуждения имеют непосредственное отношение к поиску путей выхода из кризиса. Поскольку здесь и обнаруживаются альтернативы. Вспомним, как заканчивалась Великая депрессия. В США она длилась двенадцать лет и затухла лишь в 1941 году со вступлением страны во Вторую мировую войну. В Германии кризис закончился в 1933 году, когда нацистское правительство отбросило версальские обязательства и перешло к широкомасштабной милитаризации экономики, а заодно к реализации программ «народный дом» и «народный автомобиль». Выход из кризиса требовал какой-то формы мобилизации и создания на ее базе новых рабочих мест.

Повторим еще раз: без новой «революции спроса» (прежде всего в развитых странах) мы обречены на десятилетия кризиса, прерываемого конвульсивными имитациями спроса и вливанием ликвидности в экономику со стороны различных государств. Это в следующем цикле неизбежно будет приводить к чудовищной инфляции и бюджетным кризисам, что, в свою очередь, связано с колоссальным риском социальных потрясений, войн и революций.

Что же взамен?

На мой взгляд, в рамках современной цивилизации давно зреет новая модель потребления, которая дает шанс вновь запустить механизм экономического развития. Это экологическая цивилизация, экологические поселения и экологический образ жизни.

В той цивилизации, которую мы создали, становится невозможно жить дальше. Гигантские мегаполисы, пробки, загазованность, физическая и нравственная деградация населения – вот лишь некоторые тупиковые результаты предшествующего развития. Нечего и говорить о дороговизне жилья в больших городах. Для многих миф обладания собственным жильем просто экономически неосуществим. Давайте спросим нашего современника, как он хотел бы провести свою жизнь и встретить старость? Он, несомненно, вспомнит о прозрачном воздухе, чистой реке, жизни без пробок на дорогах, о безопасности, хороших условиях для воспитания детей, эффективном образовании и здравоохранении. Постепенно возникает осознание этого устремления. Но если ничего не объяснять и не показывать реальность достижения новых целей, то все мечты останутся неосуществимыми. Надо дать возможность людям осознать и без того довольно очевидную вещь: жить, например, в сегодняшней Москве престижно, но невозможно. Надо перебираться для начала в города-спутники, в чистую среду, в малоэтажные дома из экологически чистых материалов.

Новый миф может создать совершенно новый тип мобильности в современном мире, новую, более экономичную модель потребления. Без этого выйти из сегодняшнего кризисного состояния просто невозможно. Экологический мир хорош и с точки зрения более долгосрочных перспектив. Он не нуждается в огромных затратах энергии. Если существующий сегодня уровень жизни в развитых странах пытаться реализовать в Китае и Индии, то существующего на Земле количества энергоносителей просто на всех не хватит. Ясно, что придется переходить с автомобиля на велосипеды или другие экологические типы транспорта. Придется внедрять новые технологии здравоохранения, выводящие его из-под контроля транснациональных фармацевтических корпораций, которые в погоне за выгодой создают эффективные лекарства, скажем, от головной боли, но в результате страдают печень и почки.

В идее экологической цивилизации органично пересекаются несколько взаимосвязанных линий развития.

Во-первых, это движение к более гармоничной, более дружественной человеку среде обитания (нужной как богатым, так и бедным), к лучшим условиям для саморазвития и воспитания детей.

Во-вторых, это реализация самых передовых достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности (сверхскоростной транспорт, современные формы коммуникации, эффективные источники энергии и способы энергосбережения, рациональные схемы расселения, передовые градостроительные теории, прорывные методы строительства как высокоэтажных, так и малоэтажных зданий, способы организации и эксплуатации инженерной инфраструктуры и логистики, методы активизации разнообразной производственной, инновационной и культурной деятельности и организации местного самоуправления, внедрения позитивных финансовых инноваций, передовых методов обучения и сохранения здоровья людей, организации культурной и духовной жизни и т.д.).

В-третьих, обеспечение возможности использования экономического потенциала общества: капитал работает, люди заняты и могут удовлетворять свои потребности на достойном уровне с учетом новой модели потребления.

В-четвертых, сочетание интернализации затрат на человеческий капитал, обеспечение среднего достойного удовлетворения потребностей в услугах здравоохранения, образования, культурного обслуживания, социального обеспечения с экстернализацией затрат на услуги высокого уровня, обеспечивающие постоянное повышение стандартов потребления.

В-пятых, снижение социальных различий в обществе до оптимального уровня, не снижая при этом стимулов к труду, активной предпринимательской и инновационной деятельности.

В-шестых, выравнивание различий между регионами. Постепенное подтягивание стран второго и третьего миров к уровню первого. Развивающиеся страны становятся местом эффективного применения капитала, сюда стремятся денежные потоки. Но главное, вместе с капиталом приходят инновации, которые становятся катализатором формирования элементов инновационной экономики в развивающихся странах.

       
Print version Распечатать