Причины кризиса российской философии

От редакции. В преддверии грандиозного события для отечественной философской науки – международного дня философа, который впервые должен пройти в России (под эгидой ЮНЕСКО), 10 ноября, в Александр-Хаусе для участия в круглом столе «Ситуация с философией в России» собрались люди, которым не безразличны проблемам отечественной философии. Данный круглый стол был организован Фондом Эффективной политики, Философским факультетом ГУ-ВШЭ и Русским журналом. В нем приняли участие академические и сетевые философы. В дискуссии приняли участие директор Института философии академик Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов, декан философского факультета МГУ Владимир Васильевич Миронов, декан философского факультета Алексей Михайлович Руткевич и многие другие. «Русский журнал» предлагает своим читателям ознакомиться с выступлением декана философского факультета ГУ-ВШЭ Алексея Михайловича Руткевича.

* * *

Повод нашего собрания известен: Международный день философии, который проходит в России. Присутствующие здесь профессиональные философы прекрасно знают, что это очень важное событие. Мероприятия, связанные с Международным днем философа, будут проходить в Институте философии. Впрочем, этот день – это еще один повод поговорить о том, что творится с философией в нашей стране, какое положение она занимает в умах, в умах ли элиты, в умах ли образованных россиян.

Однако говорить о положении философии – это значит говорить об очень многих вещах. Философия никогда не сводилась только к академической философии, и сегодня она к ней также не сводится. Существуют самые разные формы философствования. Из истории нам известно, что есть философствующие естествоиспытатели, художники, богословы. В современном мире философия проникла в блоги, организуются философские кафе. Это, кстати говоря, всего лишь повторение западноевропейской моды на философствование 1990-х годов. Причина ее кроется в следующем: когда обнаружилось, что постмодерн умирает, актуализировалась тема индивидуальной мудрости. У нас, видимо, постмодерн в умах некоторых умирает только сейчас.

Однако меня в большей степени волнует именно академическая философия, то есть та форма существования философии, которая является определяющей для ее развития. Эта форма философии существует с давних пор, наверное, с Платоновской академии, если не со времен Пифагорейского союза. Эта форма философствования в России отягощена нелегким историческим наследием. В 1920-х годах – философский пароход, в 1930-1980-х годах – марксизм-ленинизм. Я, естественно, не хочу сказать, что все, творимое на протяжение советского периода, было дурно, и что сам по себе марксизм не философия. Но, мы прекрасно понимаем, что преподносимое под видом марксизма-ленинизма было насквозь идеологизированным продуктом. Поэтому не стоит удивляться, что в умах образованных россиян репутация философии крайне низка. Но историческое наследие – это не единственная причина низкой репутации философского знания в России. Очень многое зависит и от того, как преподается философия. Существуют европейские страны, где философия в течение года преподается в старшем классе гимназии и лицея. Соответственно покидая данное учебное заведение, ученик лицея обладает более лучшим знанием и пониманием философии, чем выпускник нашего ВУЗа. Кроме того, следует учитывать, что в данных странах 12-летняя школа, то есть ученик слушает годичный курс философии, находясь в возрасте российского первокурсника. Пример иного отношения к философии демонстрируют Соединенные Штаты Америки. Здесь в школах философии не уделяется вообще никакого внимания, но в университетах, наоборот, философию изучают очень тщательно. В США существует годичный обязательный университетский курс. В серьезных американских университетах философии обучают, и обучают ей очень хорошо.

Ситуация в России такова, что отечественная школа не дает никакого представления о природе философии. Школьные учителя, за малым исключением, это люди, которых едва ли можно каким-то образом с философией соотнести. Все знакомы с ситуацией в российских ВУЗах. Как правило, преподавание философии сводится к семестровому курсу, а преподают его, чаще всего, люди, которые к философии не имеют ни малейшего отношения. В России на сегодняшний момент насчитывается около 30000 человек, которые называют себя философами, но из них 80% ни разу не открывали ни Канта, ни Гегеля, ни Локка, ни Гоббса. Подобная ситуация – это наследие прошлой эпохи, и профессионалами мы, дай бог, можем назвать десятую часть этих людей. И хотя мы прекрасно понимаем, что эти люди занимают свои места на кафедрах, воспроизводят себе подобных в целом ряде ученых советов, к философии их словотворчество не имеет ни малейшего отношения. Они дискредитируют философию в глазах тех, кто получает образование в высших учебных заведениях. Мнение среднего естествоиспытателя, химика или биолога о философии обусловлено именно тем, как ему преподавали философию, и мнение это крайне низкое. Наконец, нельзя забывать и о состоянии философских факультетов. В России выдано примерно 50-60 лицензий на преподавание философии. В 50 ВУЗах философия преподается, но на высоком уровне ей обучают только в 7-8-ми, может быть, 10-ти ВУЗах. То, чему учат в остальных высших учебных заведениях, к философии не имеет ни малейшего отношения. Необходимо обратить внимание и на область исследований в сфере философии. В России всего несколько сотен человек способны философствовать на высоком уровне, мировом уровне. Из этих, вероятно 200-300 человек, 50 трудятся в Институте философии РАН. Вот почему философское сообщество столь остро восприняло ситуацию вокруг выселения философов из здания на Волхонке, 14.

Наконец, нельзя забыть и о сфере издания философской литературы. Даже в СССР, царстве далеком от философии, государство инвестировало немалые деньги в издания философской классики. Существовало издательство «Мысль» и издательство «Наука». Сегодня эти издательства прекратили свое существование. Поэтому, как бы мы ни относились к Фонду Сороса, но, скажем, в 1990-е годы издание философских книг обеспечивалось именно этим фондом. Наша же собственная буржуазия пока что такова, что она за редкими исключениями не интересуется ни философией, ни наукой, ничем вообще, поэтому подобных частных фондов у нас в обозримое время не будет.

Я наметил просто круг вопросов, которые относятся к современному бытию философии в России. Вполне естественно, что к этим пунктам все сложности существования философского знания не сводятся. Однако вопрос преподавания философии, вопрос философских исследований, а также вопросы, которые обозначены в повестке круглого стола, сегодня стоят очень остро. В некотором смысле острота этих вопросов связана с тем, что нынешнее государство присутствует слишком сильно там, где ему бы лучше не присутствовать, но ушло из тех областей, вроде того же книгоиздания, финансирования научных исследований, откуда ему уходить бы не следовало. Такова наша ситуация.

       
Print version Распечатать