Православная культура в обсценной рамке

После завершения "депутатского сезона" осталось несколько важных проблем, которые оказались так и не "проголосованы". Наиболее громкая из них, почти скандальная, связана с поправками к федеральному закону "Об образовании". На протяжении нескольких месяцев вокруг этих поправок шли форменные баталии, постепенно слившиеся в серьезную войну.

С чего началось? "Общественный совет" при Минобразе, набитый оранжевой субстанцией по самое не могу, подал А.Фурсенко свои рекомендации. Министр, ничуть не усумнившись, отправился в Государственную думу. И Госдума ждала (на последней неделе своей деятельности перед закрытием сезона!) подачи законопроекта. Суть поправок выглядит безобидно: а давайте-ка выбьем из школьного образования региональный компонент. Предлог выбран довольно привлекательный для федеральной администрации: пришло время остричь когти региональному зверью (то-то радость для Совета Федерации!). Но перетягивание каната между центром и региональными элитами к делу отношения не имеет, это всего лишь наживка на крючке. Продвижение поправок сопровождалось нервным завыванием по поводу "засилья Церкви в школе" и, в частности, "черносотенного" триумфального шествия "Основ православной культуры". Тут "либеральная общественность" и несколько чиновников средней руки использовали голосовые связки на полную мощность... В чем дело?

Относительно недавно было официально разрешено вводить в школе элементы религиозно-культурного просвещении в рамках... регионального компонента образования. И десятки регионов уже ввели "Основы православной культуры", воспользовавшись своим законным правом. Ввели - значит, нашли учителей, закупили учебные пособия, разработали курсы и методику преподавания, включили в "сетку". И так быстро и масштабно пошло это дело, что группа агрессивных атеистов всполошилась. Как же так? Разве можно позволить обществу, чтобы оно вылезло из ситуации "воинствующего безбожия", унаследованного от большевистских 20-х? Да ни за что! Пришлось дать по газам. Кое-кто из них милостиво обещает: мы-де не против ОПК, мы потом определим, в какой пропорции на каждый регион можно допустить его преподавание...

Что напоминает эта ситуация? Какую-то фантасмагорическую ситуацию с покупкой автомобиля. Представьте себе: вы приобрели машину у производителя. Поставили полную комплектацию. Отдали деньги. Выехали за ворота. И как раз в этот момент заводская охрана догоняет вас и тормозит. Дюжие парни распахивают двери, с умеренной вежливостью вынуждают вас выйти и забирают "железного коня", взамен выдав квитанцию. Как? Почему? Милиция! А милиция, разобравшись, сообщает вам: не беспокойтесь, все на законном основании. Ё! Да как же? А так: пока вы совершали сделку, заводское руководство пробивало закон, согласно которому оно получает право лишить вас автомобильчика или, по крайней мере, забрать его у вас и часть комплектации реквизнуть, поскольку должно "здраво оценить" ваши нужды: какой процент комплектации вам действительно необходим? Закон пробит, депутаты только что проголосовали. Автомобильчик тю-тю.

Ну а теперь, пожалуйста, резюмируйте ваши чувства по отношению к Думе и администрации, одобрившим такой закон. Накануне выборов. Второпях. Тихонечко, без широкого обсуждения. По инициативе каких-то невнятных парней из трижды невнятного Общественного совета. Резюмировали? О! Это нельзя в печать. Это - обсценная лексика.

Естественно, защитники ОПК моментально отреагировали. Церковь предложила провести широкую общественную дискуссию, не решать столь важную задачу келейно. В конце мая прошли манифестации православно-патриотических объединений, отстаивавших ОПК. Но инициативу А.Фурсенко никто не прикрыл. Тогда в середине июня появился Штаб общественных движений по защите курса "Основы православной культуры" в школе. Его поддержали 33 организации. По инициативе Штаба в СМИ посыпались градом публикации самого боевого характера. Появилось открытое обращение Штаба к В.В.Путину, где, в частности, говорилось: "Православные люди нашей страны воспринимают все эти действия (кампания за уничтожение регионального компонента. - Д.В.) как скоординированную и целенаправленную кампанию, направленную против будущего России. Она способствует разжиганию межконфессиональной розни и дестабилизации в обществе. Особую тревогу вызывает участие в этой кампании, наряду с рвущимися во власть политиками, государственных чиновников министерского ранга. Вы, как Президент, являетесь гарантом наших конституционных прав, в том числе права российских детей изучать русскую культуру и отечественную историю в их подлинном виде, а не созданный под заказ "политкорректный" суррогат. Поэтому мы обращаемся к Вам с призывом вмешаться и остановить "террористов от образования", покушающихся на наши конституционные права и стратегические государственные интересы России, к которым относится воспитание духовно здорового поколения..." Далее по тексту этого документа "ряд госчиновников и общественных деятелей-экстремистов" обвинялись в том, что они "объективно ведут антипрезидентскую, антироссийскую политику".

Не слишком ли сильно сказано? Нет. В самый раз. Или даже слишком мягенько. Ведь тут нет той самой обсценной лексики, а она-то и является единственным адекватным способом отразить сущность проблемы.

Худшим вариантом было обсуждение законопроекта в ГД до закрытия думского сезона, когда страсти накалились до такой степени... На последних днях работы Думу могло ожидать большое сражение в условиях очевидного цейтнота. Этого, слава Богу, не произошло: парламентарии адекватно восприняли волну информационного противодействия, поднятую православной общественностью. Законопроект был отодвинут на следующий сезон. Правда, его разобрали в Совете ГД и направили в регионы, но никто не надеется, что его возвращение в ГД и новая попытка "продавить" останутся безнаказанными и пройдут спокойно. В ожидании больших баталий академик Чубарьян выступил с заявлением, что его детище, курс "Истории мировых религий", можно совмещать с ОПК, а группа академиков-безбожников "наехала" на Церковь: не слишком ли ее много в образовании, не слишком ли она "давит на государство"? Конечно, нельзя примирить то, что изначально выдвигалось на вытеснение друг друга: выступление Чубарьяна сродни мурлыканью Кота-баюна - спите-спите, путники, вы такие сытные... Академщина дала использовать себя как сегмент в большом заказе на негативный фон в отношении ОПК.

Хорошо было бы завернуть инициативу Минобраза до проведения общественной дискуссии по всей России. Ведь не зря в народе говорят: семь раз отмерь...

А пока война продолжается.

       
Print version Распечатать