Православие и правозащита

Для всех христиан праздник Воскресения Христова является самым главным из всех возможных праздников церковного календаря, потому что именно он придает всем остальным праздникам их абсолютный смысл. Если бы не было Воскресения Христова, не было бы и всех остальных праздников, не было бы самой Церкви и всей, уже более чем двухтысячелетней христианской культуры.

Об этом значении Христова Воскресения сказал уже сам апостол Павел: “Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1 Кор 12-15).

Именно с пасхальной литургии в Церкви открывается годовой круг чтения Евангелия, начиная со знаменитых первых слов Евангелия от Иоанна о Логосе, которые должны читаться в каждом храме на разных языках. Сама Пасха празднуется не один день, а всю Светлую седмицу, и в эти дни двери алтаря всё время остаются открытыми. Неслучайно даже самые далекие от Церкви люди, но всё же желающие считать себя христианами, именно на Пасху готовы не только “придти посмотреть на Крестный ход”, но даже причаститься Тела и Крови Спасителя, иначе христианами их можно называть столь же условно, как того рыжего у Хармса.

Богословские и философские смыслы христианской Пасхи бесконечны, более того, можно без всякого преувеличения сказать, что все они и составляют основное содержание христианского вероучения. Все элементы христианского мировоззрения так или иначе связаны со светлым Христовым Воскресением, и поэтому говорить о нем можно бесконечно.

Обращу внимание на один, незначительный для кого-то, аспект этого События, а именно, простите за выражение, гуманистический. Уже из Ветхого Завета мы знаем, что человек создан по образу подобию Господа (Быт 1:26), что исключает любое принижение человеческого достоинства в библейской перспективе, а если оно происходит, то это означает полное незнание или непонимание этого элементарного факта в библейской традиции. В Воскресении Христовом (Быт 1:26) этот факт достигает своей абсолютной, запредельной значимости – оказывается, человек не просто достоин образа и подобия Господа, но Сам Господь готов принять природу человека и воскресить её в Своей Личности.

Никакой новоевропейский “гуманизм” с его происхождением человека от животного и “правом на смерть” не может сравниться с этим Откровением. Христианство дает европейскому персонализму объективное, бытийное, онтологическое обоснование, и само является насквозь персоналистическим мировоззрением.

Поэтому известный конфликт православных активистов и наших правозащитников, по большому счету, надуман и, как правило, касается каких угодно тем, но только не ценности человеческой личности как таковой. Многие православные интеллектуалы посвятили свои работы подробному разъяснению этого факта, так что ничего нового в этом нет, и сама Русская Православная Церковь на Архиерейском Соборе 26 июня 2008 года утвердила официальный документ – “Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека”, где вся проблематика этой темы освещена достаточно подробно.

Православная Церковь не просто не отрицает свободу, права и достоинство человеческой личности – она не может их отрицать, поскольку само представление об этих ценностях возникло именно в Христианстве. При этом именно потому, что речь идет о человеке как о конкретном существе, наделенном конкретными свойствами заданиями, Церковь не может воспринять эту свободу как свободу произвола и эти права как права на беззаконие.

Учение о свободе и правах человека имеет смысл ровно настолько, насколько человек остается человеком, то есть конкретной личностью, созданной по образу и подобию Господа. Я уверен, что у православных активистов и правозащитников гораздо больше общего поля для сотрудничества, чем для конфликтов, и более того, оба этих явления не противоречат друг другу.

В этом контексте возникновение таких эксцессов, когда некий молодой человек, называющий себя “православным националистом”, пытается ударить 83-летнюю женщину Людмилу Алексееву только за то, что её политические взгляды не совпадают с его взглядами, совершенно омерзительно и не имеет никакого отношения к Православию. Не говоря уже о том, что этот позорный жест он совершил не где-нибудь, а около места памяти жертв теракта на метро “Парк культуры”, и не когда-нибудь, а на Стратной седмице, когда все христиане должны быть погружены в размышления о страданиях Христа.

Кроме этого, самим православным политикам такие эксцессы наносят страшный урон, поскольку ассоциируют Православие и такое поведение в восприятии людей, далеких от Церкви. А те из них, кто не хочет конфликтовать якобы со “своими” (?), ещё больше усугубляют это восприятие, не осуждая подобные явления. Да, православная политика, если уж говорить о таком понятии, объективно противоречит политике многих наших “правозащитников”, которые воспринимают Православную Церковь как этнорегиональный аппарат репрессивной культуры, и не понимают её значение для развития самого правосознания в России. И между ними должны проходить регулярные честные и открытые дискуссии на эти темы. Но если сами православные политики не реагируют на подобные выходки, когда бьют женщину, да к тому же женщину 83 лет, да вообще – когда бьют человека, любого человека и только за то, что его политическая позиция отлична от другой, то как они могут рассчитывать на понимание?

Все эти, казалось бы, приземленные размышления, на самом деле имеют прямое отношение к теме нашего человечества и Богочеловечества Христа. Воскресение Христово открыло нам новую, благую весть о нас самих, о нашей сущности, и мы должны соответствовать ей, а не возвращаться к “гуманизму” эволюционировавших животных.

Христос Воскресе!

       
Print version Распечатать