Политический толкинизм

В прошедшее воскресенье в Нижнем Новгороде на фоне детского праздника "Город Мастеров" прошел немногочисленный митинг радикальной оппозиции - очередной "Марш несогласных" в форме сначала стояния, а потом и сидения. В принципе, на этом статью можно было бы и закончить - если бы не пара характерных моментов.

Дело в том, что выступления оранжевых клоунов становятся все более и более однотипными, а по истеричности реакции - абсолютно постмодернистскими. Лузеры и фрики по какой-то совершенно необъяснимой причине полагают, что власть, запрещая несанкционированные выступления, демонстрирует свой "страх". Отсидка же в отделении милиции именуется ими чуть ли не "ходкой".

Самолетики из пластмассы, плащи из занавесок, отсидка на три часа - в итоге мы получаем феномен политического толкинизма. Для тех, кто не в теме, поясняю: есть такая группа граждан, бегающая по лесам с деревянными мечами, в кольчугах из гроверных шайб, именующая себя "эльфами", "хоббитами", "орками" и т.д. Даже во время последней переписи населения они так себя и определяли: "Я не еврей, это у меня эльфийский нос". Точно так же публика из мелкотравчатых организаций - типа ОГФ, НБП и пр. - искренне считает себя оппозицией.

Чем, как не постмодерном, можно назвать сообщения неких анонимных "источников" ОГФ о том, что "отказ в проведении марша связывают с тем, что на площади Народного единства начнутся археологические раскопки, поскольку мэр города Вадим Булавинов уверен, что именно там находится утерянная библиотека Ивана Грозного". Не меньшим постмодернизмом отличается и заявление Каспарова, который постоянно замечает за собой слежку. Более того, шахматисту пришлось отказаться от услуг государственной авиакомпании "Аэрофлот" из-за боязни быть отравленным. Пелевин с Сорокиным в обнимку рыдают в уголке. Фактически все реальные действия заменены нагнетанием истерии вокруг самого мероприятия. Многословием и пустозвонством создается ощущение значимости события.

Что же происходит на практике? В Нижнем Новгороде, как и в Петербурге, шествие лиц нестандартной политической ориентации не было разрешено местными властями. Вместо того, чтобы опротестовать решение властей либо научиться наконец правильно оформлять документацию, - сам факт запрета становится предметом политической, так сказать, рефлексии. Именно на протестной риторике этим толкинутым удается собрать хоть сколько-то заметное число участников - преимущественно из радикально настроенной молодежи. Это и эффективно, и дешево. Однако основная проблема всевозможных "маршей" такова: апелляция к тому, что власти боятся, запрещают и т.п., плавно переходит в автофелляцию на ту же тему. Зрителю становится просто скучно.

Что же касается реакции властей на все это шевеление - она вполне разумна и предсказуема. Тот факт, что число представителей силовых ведомств обычно в разы превосходит число фриков, связан с элементарным желанием властей обеспечить безопасность нормальных граждан. Если прыщавый политтолкинист кричит о том, что на улицы выйдет 10 000 человек, МВД проще обеспечить безопасность, исходя из этого числа, нежели априори считать заявление ложным. Опять-таки тренировка никогда и никому не мешала.

Забавно, что очередной "марш" в виде стояния в Москве назначен политическими толкинистами на 15 апреля. В этот день, в первое воскресенье после Пасхи, на Красную Горку, верующим разрешены сексуальные контакты - первый раз после Великого поста и Светлой седмицы. Московский ОМОН пока постится.

       
Print version Распечатать