Поезд христианства покинул Европу навсегда

В России в последнее время нет ясной политики в отношении Европы. Мы как будто мечемся между Востоком и Западом. Россия должна присутствовать в Европе, что обусловлено и нашим членством в Совете Европы, и нашими экономическими интересами. Другой вопрос, что есть Европа сегодня и что она была сто и двести лет тому назад. Конечно же, очень многое изменилось. Еще и сто с лишним лет тому назад русский философ Владимир Соловьев задавался вопросом: насколько христианской является политика самодержавной России или же республиканской Франции? – и приходил к ответу, что не является. У него был идеальный образ германского императора, но, наверное, в 1914 году он разочаровался бы и в нем. Вообще, Европа должна была бы ему предстать в том реальном облике, какой она являлась тогда: совокупностью колониалистских, милитариских держав, не гнушающихся использованием рабского труда. Ничего христианского в ней не было уже тогда. А сегодня она являет собой образ вполне секулярного сообщества государств: предвидимых Соловьевым «Соединенных Штатов Европы». Религиозный вопрос просто отпал – за ненадобностью. Он превратился в частное дело граждан. Граждане могут посещать храмы, могут изучать Библию, могут создавать музей религиозных древностей, хотя бы и египетских, но это уже не имеет ни малейшего значения для гражданской жизни европейских стран. Имеет значение исключительно прагматизм, «выгодно или не выгодно» то или иное действие, а все манифестации о необходимости внести в конституцию Европы упоминание о ее христианских корнях не имеют никакого смысла. Поезд христианства покинул Европу навсегда.

***

Если бы в ХХ столетии в России не было религиозных гонений, страшных нападок на Церковь и Бога, в конце концов все было бы точно так же. Вот сейчас и в православной Болгарии, и в христианской Армении люди не посещают храмы, в лучшем случае заходят, ставят свечку и дают деньги священнику.

Никакого особого духа гордыни тем не менее ни Европе, ни где-либо еще нет. Есть полное безразличие, теплохладность, равнодушие ко всему, что превышает земные, чисто мирские интересы. Вот это и есть настоящий Антихрист – без всяких мучений и искушений. Люди охотно идут смотреть статуи из человеческого тела – культ смерти Европа столь же равнодушно воспринимает, как и культ жизни. Смерть здесь ушла на второй план, как и жизнь.

Общепринятая норма уже не позволяет политику Европы говорить о своих религиозных взглядах. Часто идеализируют Польшу. Думают, что Польша – она какая-то «особая», более католическая, более христианская страна, чем Европа. Но Польша на самом деле просто страдает крайним национализмом, какого-то особого католицизма в Польше тоже нет, есть лишь «польская вера». И только польские националисты провозглашают Польшу особой католической страной, такие как покойный президент, или же его брат, или радио «Мария». Но польская молодежь за это не будет долго держаться. Это все уйдет и уже уходит. Подлинные католики смотрят на мирские дела равнодушно, эти люди живут в своем замкнутом мире, а у молодого польского поколения нормы католичества, например запрет на аборты, вызывают явное неприятие. Да и в католической Ирландии – ровно то же самое.

***

Христианства в Европе уже нет и не будет, может быть, какие-то культурные предпочтения еще влекут к вере лефеврианцев, поборников латинской мессы, поклонников Папы Пия XII. Притом что в Европе практически не осталось философов, богословов, открыто и последовательно исповедующих христианство. Католическая богословская традиция как то резко «прекратилась», не говоря уже о протестантской, во всяком случае ни одна книга по этой тематике уже не вызывает никаких значительных споров в обществе. Да и сам глава католической Церкви уже не имеет того авторитета, который имел в прошлом – тот же Пий XII или его антипод, лидер католического обновления Иоанн XXIII. От понтифика уже не ждут «новых слов», да и он сам едва ли надеется вернуть к Святому Престолу все более равнодушную к делам веры Европу.

       
Print version Распечатать