План Медведева: перестройка – дубль-2, но без сползания в хаос

Mitrofanov Sergey

От редакции. Чуть больше года назад Президент России Дмитрий Медведев выступил с программной статьей "Россия, вперед!", в которой он обрисовал свое видение будущего нашей страны. Но не только обрисовал, но и призвал россиян, активных граждан, тех, кому не безразлична судьба России, двигаться вперед. Вчера, 23 ноября 2010 года Президент выступил с новым политическим обращением в своем видеоблоге. Он рассказал о состоянии российской демократии, не утаив и недостатков, ей присущих, о насущных проблемах, а также о том, что удалось сделать с момента начала политической реформы. Своим мнением об обращении с "Русским журналом" поделился публицист Сергей Митрофанов.

* * *

Политический язык – это не буквальный язык «правды», это всегда определенный шифр. Бесполезно требовать от руководителя государства, чтобы он сразу и в одном тексте расставил точки над "I" и возглавил партию «за все хорошее против всего плохого». Надо понимать и те ограничения, которые, с одной стороны, накладывает на руководителя его кадровое окружение, а с другой – объективно диктует международная и внутренняя обстановка. Поэтому мы можем лишь с достаточно осторожным оптимизмом отнестись к медведевскому Плану поэтапной модернизации российской политической системы – «Плану Медведева».

Хотя одно только провозглашение тренда на повышение политической конкуренции, его оценка текущей ситуации в терминах "застоя" и "бронзовения правящей партии", а так же признание, что оппозиции до сих пор не была гарантирована честная политическая борьба – дорогого стоит. Это обнадеживающий сигнал сверху тем политическим группам влияния, которые как бы готовы ринуться в пролом в стене, но при этом способны удержаться и не скатиться к требованиям суда над «душителями свободы», для которого ни у общества, ни у статусных реформаторов нет достаточной социальной поддержки.

На самом деле, это План введения в игру респектабельной оппозиции, которая перемкнет, закоротит собой уже достаточно высокий отрицательный потенциал негодования относительно того, как развиваются события – и в политической, и в экономической, и в социальной сфере. В какой-то мере, и мы не раз уже про это говорили, ситуация повторяет ситуацию 1985 года, когда руководству СССР требовалось мобилизовать страну на инициативное участие в экономике, но в то же время оно не предполагало выпустить из рук рычаги управления. Та политтехнологическая разработка называлась «перестройкой», с которой элита – по правде говоря – сорвалась в штопор, загубив производственный и научный потенциал страны, но в то же время основав и государство, в котором мы в настоящий момент находимся.

В оправдание «перестройки-1» заметим: не факт, что то был плохой сценарий; не исключено, напротив, то был самый хороший на момент приближающегося распада соцлагеря сценарий, и любой другой сценарий кончился бы большей кровью.

Очевидно, Медведев идет на перестройку дубль-два, как всегда, рассчитывая провести Россию дорогой широкофронтной модернизации, включающей в себя не только техническую, но и политическую, социальную модернизацию, и при этом не свалиться в штопор политического хаоса. Ведь все-таки эта вторая попытка, учитывающая «недостатки» первой. Для чего Медведев сам в своем революционном сигнале блокирует собственные революционные заявления. С одной стороны, «у оппозиции нет ни малейшего шанса выиграть в честной борьбе», а с другой – «мы минимизировали риски манипуляций в ходе выборов». Вот, и поди пойми: надо ли что-то делать еще или уже пора почивать на лаврах? Однако сигналы даются сверху не для того, чтобы понимать, а для того, чтобы действовать сообразно моменту. У президента – одна свобода маневра, у общества – другая. Хотите конкуренции? Надо ее обеспечить.

       
Print version Распечатать