Первая сводка: в тени "Хэнкока"

Сводки с Московского кинофестиваля

Стартовал ХХХ Московский международный кинофестиваль. Юбилейный порядковый номер мероприятия обязывал к большей, чем обычно, помпе. Устроители, во главе с президентом фестиваля, Никитой Михалковым, подсуетились, и в этот раз на церемонии открытия присутствовали действующие звезды. Прежде всего, это Уилл Смит и Шарлиз Терон, которые представили фильм открытия ММКФ - "Хэнкок". Также в кинотеатре "Пушкинский", где проходила церемония открытия, наградили почетным призом за вклад в мировой кинематограф специально приехавшего японского режиссера Такеши Китано.

Программ на кинофестивале в этот раз более двадцати. Можно каждый день выбрать для себя фильм на любой вкус. Синефилам предоставлена возможность увидеть редкие фильмы американского независимого режиссера Джона Кассаветиса. Для любителей старого кино предусмотрены программы "Социалистический авангардизм" и "Столетние и столетие". Зрители могут ознакомиться с ретроспективами некоторых азиатских режиссеров: китайца Цай Минь-Ляня, японца Китано и южнокорейца Им Квон Тэка. Также публика сможет увидеть работы норвежской актрисы и режиссера, по совместительству главу жюри ММКФ в этом году, Лив Ульман. Панорама национальных кинематографов представлена в этот раз государством Израиль. Как всегда, желающих ждут традиционные программы авторского кино "8 1/2 фильмов" Петра Шепотинника и "Московская эйфория" Андрея Плахова.

Американский фильм "Хэнкок", которым открылся кинофестиваль, представляет собой типичный голливудский блокбастер. Однако за похождениями супергероев проницательный зритель наверняка увидит аллюзии на некоторые моменты актуальной политической ситуации в США, связанные с выборами президента. Главный герой - чернокожий Хэнкок (Уилл Смит), обладает нечеловеческой силой. Временами он использует ее, чтобы помочь обезвредить преступников, или предотвратить ЧП. Однако значительный урон, который он при этом наносит городу своей неосторожностью и пренебрежением к аккуратности своих действий делает Хэнкока крайне непопулярным среди населения. Но однажды он спасает жизнь имиджмейкеру (сопроводив подвиг крушением товарного поезда), и тот из благодарности решает помочь супергерою в улучшении репутации. Главная же интрига фильма заключается в противостоянии Хэнкока и Суперженщины, в исполнении Шарлиз Терон. Все это навевает аналогии с праймериз в стане демократов. Два супергероя, как выясняется, женаты несколько тысяч лет, в параллель единой партийной принадлежности Обамы и Клинтон. Правда оттого, что супруги находятся рядом друг с другом, их сила взаимно уменьшается, и они становятся уязвимыми для врагов. Чтобы понять, в поддержку какого из кандидатов сделан фильм, достаточно учесть лишь несколько реплик Суперженщины, относительно Хэнкока: "Ты сильный, но я сильнее...", "Знаю я таких (как Хэнкок), - им лишь бы поразрушать..." Выход фильма в американский прокат анонсировался спустя две недели после открытия ММКФ. Именно в этот момент, по представлениям лиц, задумывавших картину, Обама должен был проиграть Клинтон в праймериз и выступить перед избирателями в ее поддержку. Так как большой процент тех, кто голосовал за Обаму, не признает Клинтон, то, именно, на голоса данного электората и нацеливался главный посыл картины. Связать Обаму с образом хулигана-неумехи, проигрышно смотрящегося на фоне другой героини, - вот какая была поставлена задача сценаристам. Суперженщина, по сути, не враг Хэнкоку, - она его мудрее. И лучше всего будет им обоим быть в разных городах (покидает свой, разумеется, Хэнкок).

Фильм наполнен тонкой политической иронией. Так, Хэнкоку, добровольно севшему в тюрьму сообщают, что "он посажен на восемь лет, но если будет вести себя хорошо, то просидит четыре". Супергерой, на шапке которого изображен орел, в финале картины летает уже с живой птицей. Символ орла, как известно, активно эксплуатировался штабом Обамы, вплоть до того, что кандидат в президенты взял себе новое индейское имя "Барак Черный Орел". Вспоминая о прожитых годах, супергерои тепло отзываются о Кеннеди. К сожалению создателей картины, ожидания полугодовой давности не оправдались, и Клин тон вышла из президентской гонки. Возможно отсюда и нерядовое отношение к прокатной судьбе картины, когда она показывается по всей Европе задолго до старта американского проката.

Конкурс ММКФ открыла венгерская лента "Почти девственница". Режиссеру Питеру Бачо в этом году исполнилось 80 лет. Но, несмотря на возраст, он снял яркое, динамичное кино о молодежи. Молодая проститутка Борока решает порвать со своим прошлым и начать новую жизнь. Избавившись от своих прошлых дружков, она поступает на курсы менеджеров по продажам. Эти занятия специально для бывших жриц любви организовывает Евросоюз. Интеграции Венгрии в европейское сообщество фильм и посвящен. Особый шарм сюжету придает молодая актриса Юлия Убранковиш, по внешности и темпераменту напоминающая Татьяну Догилеву.

Фильм, снятый немцем Файтом Хелмером в Азербайджане, под названием "Абсурдистан", представляет собой фантазию на тему отношений полов. В небольшой горной деревушке к слабому полу относятся отнюдь не через призму достижений западной культуры. Но однажды ломается водопровод и терпению слабого пола приходит конец. Женщины организуют бунт, оцепив половину территории деревни. Спасение к жителям приходит в виде молодого паренька по имени Темелко. Другие его сверстники давно уехали в город, где поступили в университет и остались. Темелко же оказался единственным, кто вернулся назад. Его любовь к девушке Ае и полученное образование помогают преодолеть трудности, связанные с устранением неполадок системы водоснабжения. Очевидно, что "Абсурдистан", снятый, между прочим, на русском языке, спонсировался западным грантом, ставящим целью обеспечить гендерное равноправие на постсоветском пространстве. Фильм завершается тем, что Темелко запускает Аю на самодельной ракете в космос.

Фильм Романа Балаяна "Райские птицы", стоило бы назвать "Полеты во сне и наяву-2". Отпраздновавший недавно 25-летие картины на Ялтинской киностудии, украинский режиссер вновь погружает зрителя в атмосферу начала 80-х. Молодой писатель Голобородько пишет романы, которые не публикуют в советской печати, зато ими зачитывается диссидентская среда. Критик, отсидевший за инакомыслие (в исполнении Олега Янковского), учит юношу летать. Сам же он планирует таким способом выбраться за границу, вместе со своей музой - девушкой Катенькой, которая в одном из эпизодов шьет себе платье из американского флага. Но КГБ уже идет по следу противящейся режиму группы... Режиссер Балаян как будто сам застрял в начале 80-х. Снятый по прозе писателя-эмигранта Дмитрия Савицкого, сюжет придает советской действительности поистине химерические формы. Ненавистниками режима показано большинство простых людей, например, хоккеист, который мечтает уехать играть на Запад (для справки: Александр Могильный был первым, кто сбежал в НХЛ, - но это было уже в перестроечном 1989-м). Только вот тот, кто летал, после конца эпохи под названием Glasnost (так в эпиграфе картины) упал и больно ударился, покалечив остальных. Метафора полета предстает в ленте как стремление к эфемерным ценностям, которые не в силах обеспечить ни старый, ни новый режимы. И в результате поисков выхода из этого тупика герои получают либо смерть, либо безумие.

Израильский фильм "Для моего отца", снятый Дрором Захави, неожиданно удивил оригинальным взглядом на ближневосточную проблему. Террорист-смертник Тарэк не смог активировать зарядное устройство и решил остаться в Тель-Авиве до момента, пока не сможет самостоятельно устранить поломку. За несколько дней он сближается с обычными жителями, которые дают ему ночлег в обмен на мелкую работу по дому. В целом действие объединено вокруг араба страдающих от режима евреев. У кого-то в армии погиб сын в результате нарушения устава офицера. Местная девушка, которая симпатизирует Тарэку, подвергается преследованиям со стороны общины как за свои поступки, так и внешний вид. Со временем оказывается, что араб подавал надежды как футболист, но не смог продолжать занятия ввиду ужесточения пропускного режима. Создатели картины рисуют несправедливость по обе стороны конфликта, которая в итоге толкает Тарэка на совершение теракта. Его гибель показана неопределенно: террорист, который передумал активировать бомбу, взрывается то ли от попавшей в механизм пули спецназа; либо это происходит от дистанционно запущенного другими террористами механизма. И, хотя многие эпизоды выглядят крайне неправдоподобно, пацифистский пафос ленты достоин поддержки. Режиссер высказался о картине, что она о том, "как необходимо улучшение отношений между израильским и арабским народом". Приятно, что в Израиле снимаются не только такие ленты как "Бофор", попавший в номинанты на последнего "Оскара" как лучший зарубежный фильм.

Сюжет другого израильского фильма "Лимонное дерево", показанного в рамках панорамы национального кино, основан на реальных событиях. Арабская женщина Сельма Зидан, зарабатывает на жизнь выращиванием лимонов на своем участке. Но живущий по соседству министр обороны, следуя рекомендации своей службы охраны, дает указание снести пятидесятилетний сад. Сельма проходит множество судебных инстанций, где пытается доказать необоснованность действий властей. На ее сторону встает жена министра, но привлеченная пресса и широкое освещение инцидента по всему миру, не приносит плодов. Сюжет аккуратно связывает нежелание министра понять проблемы соседки с изменой жене. Когда сад вырубают, то женщины плачут по обе его стороны. Действие перемежается с кадрами хроники, где показана вырубка старых деревьев, и строительство стены, огораживающее зоны поселенцев-израильтян.

Итальянский фильм "Демоны Санкт-Петербурга" повествует нам о Федоре Михайловиче Достоевском. Действие происходит в момент встречи писателя со своей будущей женой, которая стенографирует роман "Игрок". Тем временем, группа студентов пытается расшатать царский режим, приведя в действие план убийства семьи Романовых. Писатель чувствует за собой вину за то, что бомбисты вдохновляются его творчеством. Он встречается с ними и пытается отговорить от кровавых планов. Однако все его усилия напрасны. Фильм хорош подобранными костюмами и реквизитом, но все же российскому зрителю будут резать глаза отдельные детали. Внешность выбранного на роль писателя, Мики Манойловича никак не вяжется в представлении нашего зрителя с хрестоматийным обликом классика. Но все-таки обвинять итальянцев в использовании балалаек, для передачи русского духа, было бы кощунственно. Сам факт обращения к русской истории и желание максимально точно воспроизвести 19 век на экране наверное должен расцениваться нами позитивно.

Испанский (скорее, каталонский) фильм "Барселона (карта)" сначала кажется зрителю обычной мелодрамой, - жанр, свойственный этому национальному кинематографу. Присутствуют: трансвестизм со стороны обоих полов, гомосексуализм, инцест, рак, попытка эвтаназии и даже пирокинез (воспламенение силой мысли). Вкупе с сопутствующими всему этому рассуждениями действующих лиц о проблемах общества, создается гремучий коктейль. Объяснение происходящему - в финале ленты, где демонстрируется хроника 1939 года. В тот год франкисты заняли Барселону, поддерживавшую республиканцев. В кадре испанский генерал говорит о том, что в Каталонии отныне будет проводиться политика деиспанизации и политика "поддержки духовных ценностей на достойном уровне". Франко запретил хождение каталонского языка и демонстрацию различных проявлений национальной культуры. "Барселона (карта)" показывает, какое деструктивное влияние оказала Испания на это автономное сообщество. Пирокинезом, кстати, в фильме сожгли здание старой оперы.

Приятное впечатление произвел фильм японского мэтра Едзи Ямады "Кабеи". Действие картины начинается в 1940-м году, когда власти берут под арест за проявление инакомыслия главу семьи - профессора университета. На примере одной семьи показаны последствия для японского общества катастрофических событий двадцатого века. Здесь и умершая от лучевой болезни сестра жены, и призванный на службу студент профессора, который гибнет при попытке торпедировать судно. У некоторых членов семьи возникают проблемы в ходе кампании по борьбе с роскошью. В картине показывается отношение окружающих к жене изменника родины. Так, отец жены, будучи полицейским, отказывается от дочери, которая, в свою очередь, не желает признавать виновность мужа. Основанная на мемуарах, картина служит наглядным пособием по истории Японии середины двадцатого века.

Из других показанных картин кратко стоит упомянуть о следующих: "Мир велик, а спасение поджидает за углом" - болгарская лента, рассказывающая о событиях начала 80-х, когда одна семья бежала за границу от социалистического режима. Данный проект был создан при финансовой поддержке продюсера Джармуша и Кустурицы. Именно стилем балканского мастера и отдает этот, столь значительный для болгарского кино, фильм, созданный так же не без помощи актера, исполнившего главную роль, и ранее известного нам по творчеству Кустурицы.

"Забавные игры" - фильм австрийского философа Михаэля Ханеке с Найоми Уоттс и Тимом Ротом. Ради этого проекта режиссер отказался в самый последний момент председательствовать в жюри позапрошлого ММКФ. Непонятно, для чего это было сделано, так как новая картина повторяет практически один в один фильм десятилетней давности. Австриец, видимо, решил открыть свое видение террора уже американскому зрителю, и сравнить уровень пафоса критики с европейскими показателями.

"Череп на колесах" - американское независимое кино из программы "8 1/2". Галлюциногенные видения, перенесенные на экран, вызывают в сознании зрителя сравнения с "Внутренней империей" Линча. С той разницей, что у Адама Уингарда все получилось на порядок хуже.

"Рассвет/Закат" Виталия Манского рассказывает нам о сутках, проведенных оператором рядом с Далай-Ламой. Фильм, включенный в программу "Перспективы", увы, качественно сделанным назвать нельзя. Особенно аляповато выглядит сцена, в которой, играя со скоростью съемки, режиссер пытается показать нам собственное просветление после визита к духовному лидеру буддизма.

Из оставшегося, можно выделить "Молчание Лорны" - новое творение братьев Дарденнов. Фильм получил в последних Каннах приз за лучший сценарий. В нем албанская девушка выходит замуж за бельгийца-наркомана в надежде получить жилплощадь супруга после его смерти. Фильм выйдет на российский экран в течение следующего года.

В ближайшие два дня, по истечении которых выйдет наш новый обзор фильмов на ММКФ, состоятся следующие, достойные внимания кинопоказы: " Новая Москва" - фильм Александра Медведкина, 1938 года. В свое время, так и не вышедший на киноэкраны, он рисует новые для своего времени архитектурные образы Москвы.

"Адвокат террора" Барбета Шредера, где подвергнута тщательному изучению биография адвоката, защищавшего известных террористов, включая "Шакала" Карлоса.

"Рерберг и Тарковский. Обратная сторона "Сталкера" - документальный фильм об операторе Георгии Ивановиче Рерберге, снявшем в числе прочих "Зеркало" и "Сталкер".

Алексей Юсев - специальный корреспондент "Русского журнала" на ХХХ юбилейном Московском международном кинофестивале.

       
Print version Распечатать