Ослабление "всеохватных" партий Индии

Партия Индийский национальный конгресс (ИНК), вне всякого сомнения, была "партией всех избирателей". Я полагаю, что это довольно типично для партий, которые вырастают из движений за национальную независимость. В ИНК были свои внутренние группировки со своими интересами, но конгресс обладал силой и властью на всей территории Индии. Особенно сильны были позиции ИНК в Северной Индии, где у него была фактическая монополия на голоса нескольких социальных групп, например мусульман, а также представителей низших каст и "неприкасаемых", или, как их теперь принято называть, далитов. А в таких крупных штатах, как Уттар-Прадеш и Бихар, ИНК получал и значительную долю голосов брахманов.

Политическая фрагментация, которую мы наблюдаем сегодня, – это результат институционального ослабления конгресса, которое произошло из-за чрезмерной централизации во времена Индиры Ганди, что мешало появлению общенациональных лидеров. Плюс к этому свою роль сыграли еще два фактора: возросшая политическая активность и значимость считавшихся ранее маргинальными социальных групп, которые ИНК рассматривал как собственный "банк голосов", и подъем региональных партий, влияние которых ограничивается одним штатом, а лидеры которых рассматривают штат как самый удобный путь наверх и как главную сферу приложения своих амбиций. К первой категории относится Маявати, позиционирующая себя как лидер далитов штата Уттар-Прадеш. Ко второй – две главные тамильские партии в штате Тамилнад, партия "Телугу десам" в штате Андхра-Прадеш и даже две региональные организации Компартии Индии (марксистской) – КПИ(М) – в штатах Западная Бенгалия и Керала. Эти партии в гораздо большей степени функционируют как региональные, нежели идеологические образования.

При Индире Ганди ИНК стал в значительно большей степени инструментом ее личного влияния. После двух лет автократического правления в условиях "чрезвычайного положения" конгресс был практически сметен с политической арены в Северной Индии и от этой катастрофы полностью так никогда и не восстановился. А в создавшейся ситуации смятения и вакуума власти политики местного уровня нашли и с успехом воспользовались лазейками для выведения своих местных партий на общенациональную сцену.

Когда ИНК потерпел столь сокрушительное поражение, маргинальные социальные слои, составлявшие его избирательную базу, оказались маргинализованными и в политическом отношении. Именно это позволило подняться Маявати как лидеру далитов Уттар-Прадеш: она строила свою политическую игру на том, чтобы затмить собой как конгресс, так и его главного соперника – "Бхаратия джаната парти". Своим же последователям она обещала защиту и покровительство. Этот процесс был результатом взаимодействия двух факторов: политического провала ИНК, с одной стороны, и социальной стратификации, присущей самой системе индийского общества, с другой.

Подъем региональных партий также был вызван ослаблением конгресса, когда лидеры мелких партий увидели новые возможности для самоутверждения. Правда, оборотная сторона медали состоит в том, что пока многие из местных лидеров не горят желанием выходить на общенациональную сцену и позволять кому-то другому управлять их вотчинами.

Бывшие левые партии стали менее идеологизированными и больше тяготеющими к тому, чтобы стать региональными. Нельзя сказать, что они полностью отказались от левой идеологии – присутствие в нынешнем правительстве левых партий, безусловно, отразилось на его политике: левым удалось успешно противостоять реформе трудового законодательства, они также выступали против договора о сотрудничестве в ядерной сфере с США, правда, безуспешно. Но интересно, что внутри КПИ(М) именно правящая в Западной Бенгалии региональная партийная организация выступала за ядерную сделку с США. Тем не менее идеологическое деление на левых и правых постепенно ослабевает. Сам процесс создания коалиций из разнородных партий показывает, что значение идеологии постепенно снижается. Параллельно с процессом экономических перемен появятся и новые лакмусовые бумажки для определения политической ориентации. Впрочем, этот процесс идет повсеместно в мире.

Было бы ошибкой экстраполировать процессы, происходящие в Европе, в России или в США, на Индию. Главный принцип для Индии – "единство в многообразии", в контексте которого очень важно такое понятие, как "индийскость". В годы своего расцвета, когда ИНК был "партией всех избирателей", он был способен объединять городских жителей и сельских, индуистов и мусульман, а также народы, говорящие на самых разных языках. Ни одна другая партия таким универсализмом не обладала. Но именно это должно быть вновь создано – либо внутри партии, либо при формировании коалиций.

       
Print version Распечатать