"Оранжевая" коалиция создана. Что дальше?

Итак, свершилось. Сессия Верховой рады шестого созыва начала свою работу, что само по себе можно считать большой победой Виктора Ющенко. Насколько по душе ему самому созданная при его самом активном участии "оранжевая" коалиция - это другой вопрос. Во главе "оранжевого" кабинета, несомненно, будет Юлия Тимошенко, которую президент любит лишь немногим больше, чем Януковича. Однако уже то, что ни одна из фракций не бойкотировала открытие сессии, стало важным обстоятельством, благоприятным для президента. Ведь для открытия сессии необходим кворум в две трети депутатов, а вот для дальнейших заседаний он уже необязателен, и даже бойкот со стороны крупнейших фракций, например Партии регионов, уже не сможет сделать Раду недееспособной.

Президент Ющенко считает политическую нестабильность главной проблемой Украины, а источник этой нестабильности видит в Верховной раде. Он не без оснований утверждает: "Все общество начинает понимать - проблемой номер один в этой стране становится не макроэкономика, не социальные стандарты, не вещи, которые относятся к тем или иным отраслевым моментам, а политическая нестабильность". Кроме "оранжевой" коалиции, в принципе, возможны варианты, но их немного, и все они проигрышны для Ющенко. Теоретически можно допустить создание широкой коалиции в составе Партии регионов, "Нашей Украины - Народной самообороны" и Блока Владимира Литвина с нейтральным премьером-технократом (но не Януковичем). Однако такая конструкция заведомо не будет устойчивой, поскольку большинство депутатов-"нашеукраинцев" во главе с Юрием Луценко категорически против такого формата коалиции, и в партии президента наверняка произойдет раскол, означающий ее политическую смерть. Есть также вариант с оставлением на более или менее длительное время у власти кабинета Януковича с приставкой и.о. Сторонники такого варианта, равно как и сторонники широкой коалиции, были и есть в администрации президента. Однако по зрелом размышлении эти комбинации, очевидно, были оставлены. Ведь вариант с временным кабинетом выглядит на практике еще менее реалистичным, чем создание широкой коалиции. Правительство, сознающее свой временный характер, будет, мягко говоря, весьма наклонным к коррупции (а опыт здесь у регионалов большой). Да и такой вариант может завершиться лишь еще одними досрочными выборами, а Партии регионов, не слишком удачно выступившей на последних выборах, новые выборы в ближайшее время невыгодны, так как грозят потерей голосов. Точно так же невыгодны они и пропрезидентской "Нашей Украине", которая смогла сохранить результат прошлых выборов только благодаря присоединению к ней "Народной самообороны" Юрия Луценко.

Поэтому наиболее вероятным все-таки выглядит сегодня формирование правительства "оранжевой" коалиции в составе "НУ-НС" и БЮТ, хотя за дележ портфелей в Раде и в правительстве еще предстоит многонедельный торг. Кроме того, "оранжевым", вероятно, придется в той или иной степени заручиться поддержкой Блока Владимира Литвина, иначе их большинство в Раде в два голоса окажется слишком ненадежным и будет поставлено под сомнение из-за болезни или отсутствия нескольких депутатов. Кстати сказать, под коалиционным соглашением не поставил подпись единственный "нашеукраинец", декларировавший свою приверженность "широкой" коалиции с участием Партии регионов. Вполне вероятно, что Плющ таким образом пытается выторговать себе кресло спикера Верховной рады (ведь сегодня каждый "оранжевый" голос буквально на вес золота), однако вряд ли ему пойдут навстречу. Пока что коалиция на пост председателя Верховной рады рекомендует нынешнего министра иностранных дел Арсения Яценюка, человека, очень близкого к президенту Ющенко. Но, повторяю, для стабильного функционирования "оранжевого" большинства в Раде ему потребуется подпорка в виде депутатов от Блока Литвина.

Сейчас вся интрига вертится вокруг того, провалят ли Юлию Тимошенко при голосовании ее кандидатуры на пост премьер-министра или "железная леди оранжевой революции" получит вотум доверия и вернется во власть. Если хотя бы двое "нашеукраинцев" или "бютовцев" воздержатся при голосовании, она будет провалена, что станет настоящей катастрофой для "оранжевых". Не случайно лидеры Блока Тимошенко обнародовали факты подкупа членов их фракции со стороны Партии регионов за суммы от 3 до 20 миллионов долларов. Никакой другой кандидатуры БЮТ наверняка не потерпит и уйдет в глухую оппозицию либо "широкой коалиции", либо "техническому" правительству Януковича и почти гарантированно победит на следующих президентских выборах. Для Ющенко же, который своим авторитетом буквально "продавил" коалиционное соглашение во фракции "Нашей Украины", крах коалиции станет еще одним болезненным ударом по престижу. Да и зачем было проводить досрочные выборы, если у власти все равно останется кабинет Януковича? Вероятно, уже во вторник, 4 декабря, мы получим ответы на многие вопросы - в Верховной раде должно состояться голосование по кандидатурам спикера и премьер-министра. Впрочем, нельзя исключить, что оно будет перенесено, в том числе и потому, что коалицианты продолжат попытки уломать Плюща и заручиться поддержкой Блока Литвина. Пока же Тимошенко, в случае утверждения ее главой правительства, обещает принять закон об оппозиции, согласно которому крупнейшая оппозиционная фракция получит право иметь в составе кабинета одного вице-премьера, выполняющего контрольные функции.

Виктора Ющенко волнует отсутствие диалога между будущей потенциальной оппозицией и потенциальной коалицией. Накануне открытия сессии Верховной рады президент еще раз заявил, что в парламенте должно действовать конструктивное большинство и конструктивное меньшинство: "Чтобы это состоялось, нужен активный диалог. Прошло полтора месяца. Кто с кем встречался? Никто".

Действительно, если оппозиция и коалиция не смогут договориться о более или менее цивилизованном сосуществовании, две фракции при желании могут блокировать работу Рады и спровоцировать новые досрочные выборы. Как Партия регионов, так и БЮТ имеют больше трети депутатских мандатов. Если депутаты одной из фракций сложат свои полномочия, то неизбежными станут новые досрочные выборы. Напомню, что именно по такой схеме состоялись последние досрочные выборы. Однако Партия регионов, выборы фактически проигравшая, вряд ли будет заинтересована в том, чтобы провоцировать еще одни выборы в ближайшее время. Так что у "оранжевого" правительства будет шанс доработать по крайней мере до президентских выборов. А вот БЮТ (в случае создания широкой коалиции или реализации варианта с временным сохранением кабинета Януковича) может уйти в жесткую оппозицию вместе с примкнувшими к нему "нашеукраинцами" и легко может спровоцировать внеочередные парламентские выборы, на которых будет иметь все шансы стать самой крупной фракцией в Раде.

В нынешней Раде основные политические силы будут ориентироваться на президентскую кампанию 2009 года. Относительная неудача Януковича на последних выборах понижает его шансы на президентство, зато эти шансы оказываются как никогда велики у Юлии Тимошенко. Ющенко же имеет шансы переизбраться на второй срок только в том случае, если сможет заручиться поддержкой со стороны Тимошенко и выступит единым кандидатом от "оранжевых". Для такой поддержки придется не только отдать ей пост премьер-министра, но и оставить за премьером широкие полномочия, что поставит под сомнение проведение конституционной реформы, которую обещали "оранжевые". Можно лишь предположить, что конституционный кризис, с момента проведения политреформы в 2006 году подспудно тлеющий на Украине, сумеет разрешиться не ранее очередных президентских выборов. Единственный объективный фактор, который может заставить Тимошенко пойти на то, чтобы поддержать кандидатуру Ющенко на президентских выборах, - это стремление увеличить президентский ресурс "оранжевых". Кроме Тимошенко и Ющенко, серьезных кандидатов для президентской гонки у них нет, и ограничивать нынешнего президента одним сроком было бы не вполне рационально. Но, так или иначе, какие-то коррективы в политреформу вносить придется, поскольку опыт недолгого функционирования предыдущей Рады показал, что политреформа в нынешнем ее виде приводит к таким конфликтам между президентом и парламентом, которые в рамках нынешней конституции корректно разрешить невозможно. Либо Украина окончательно перейдет к парламентской республике с превращением президента в более или менее декоративную фигуру, либо президенту будет возвращена часть его полномочий, в том числе право назначать кабинет министров. Но каким образом произойдет разрешение кризиса на Украине в долгосрочной перспективе, сегодня предугадать нельзя.

       
Print version Распечатать