Одноглазый автобус для детишек

Владимир Путин демонстративно потерял интерес к нацпроектам. Практически о них не вспоминает. Словно и не он еще вчера подзуживал две "паркетные партии" - ивановскую и медведевскую. После чего негласное соперничество между ними стало приобретать открытые соревновательные формы - что-то вроде игр на открытом воздухе с перетягиванием каната во время корпоративного выезда на природу.

В этом интрига: Путин включает какие-то рычаги там, где это ныне наименее вероятно. Неужели здесь тоже может появиться некий импульс для очередного предвыборного сюжета? Отчего-то кажется, что президент всерьез видит в их реализации свою миссию. Однако закрепил их за Дмитрием Медведевым. Которого поддерживали своей масштабной деятельностью люди, кому поручено заниматься информационным и технологическим обеспечением передачи верховной власти в стране. Есть ощущение, что скоро наступит режим "ручного управления", президент начнет управлять всем лично.

Нацпроекты - первый, оттого и самый сложный опыт взаимодействия нации при выполнении важной перспективной задачи. В очередной раз выявлены просчеты управленцев и презрение чиновничества к своим общественным задачам. Частенько происходят срывы конкурсов по закупке для государственных нужд из-за банальной нераспорядительности. Обозначилась негибкость и леность экономических структур, которых не прельщает даже стабильный рынок сбыта. Финансовая дисциплина в регионах кажется излишним и мешающим ограничением. Коррупционные игры и полное отсутствие "центробоязни" на местах добавляют всему этому остроты...

Я выписал только последние новости, касающиеся одного направления в рамках ПНП "Образование". В Саратовской области прокуратура приостановила эксплуатацию новеньких школьных автобусов "КАВЗ" сразу в пятнадцати сельских районах. Причины: нет световых сигналов для водителя, предупреждающих о необходимости остановки; проблема с высотой ступеньки, превышающей требуемые 20 сантиметров; нет блокираторов, не позволяющих начинать движение, если не закрыта дверь; травмоопасны подлокотники.

В Красноярском крае прокуратура выявила нарушения ст. 51 Закона "Об образовании" и тоже приостановила эксплуатацию 15 школьных автобусов. Помимо блокираторов отмечается отсутствие ограничителя скорости движения и отсутствие ремней безопасности.

Выявились дефекты у 28 автобусов производства Курганского и Павловского автобусных заводов в Калининградской области: не проведена антикоррозийная обработка кузова; неисправна система отопления салона; отсутствуют противооткатные упоры; выдвижная подножка работает с перебоями; обнаружены протечка швов крыши и неисправности тормозной и электронной систем автобусов.

Из 134 автобусов, проверенных Тюменской прокуратурой, практически все не соответствуют требованиям государственного стандарта - ГОСТу Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей. Технические требования". Нет специальных сидений с ремнями безопасности и подлокотниками, нет мест для перевозки багажа, отсутствует внешняя и внутренняя громкоговорящая связь.

Однако следует добавить, что появление автобуса в сельской местности - еще не решение проблемы обеспечения транспортом общеобразовательного учреждения. Автобусы надо как-то ремонтировать, где-то ставить на охраняемую стоянку. Плюс ко всему водители должны иметь непрерывный стаж не менее трех лет. А ежедневные утренние медосмотры водителя кто будет делать - сельская амбулатория? Последняя проблема в условиях пьющей деревни еще более сложна для устранения, чем техническая...

В России шестьдесят две тысячи школ, из которых две трети - сельские. Это предъявляет особые требования. Проходимость, надежность, ремонтопригодность автобусов - обязательные параметры. "Оптимизируются" сельские школы - но старшеклассников не на чем возить. Тут разрыв "технологической цепочки" будет похуже кассового. Неоднократно заявлялось, что к 2009 году проблема со школьными автобусами будет решена "с учетом реструктуризации школ в 2008 и 2009 годах". Школ станет меньше - меньше потребуется и автобусов.

Но в 2007 году предполагалось обеспечить поставку не менее 1399 автобусов (при этом общая потребность - около 13 000 автобусов). Была разработана и публично заявлена система мониторинга поставок, с единой унифицированной формой еженедельной информации, направляемой в Рособразование. Однако заключение ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", АО "ЦНИИАТ" оказалось неблагоприятным в целом для проекта (при этом в конце 2003 года автобус КАВЗ-397653 для перевозки детей, как уверяют сами производители, успешно прошел сертификацию Госстандарта России).

В прошлом году 442 "УАЗа"-220694 (в народе - "буханки") поставили в рамках нацпроекта, затем стали запрещать их эксплуатацию, переключившись с 11-местных микроавтобусов на 22-местные "ПАЗы" и "КАВЗы". Которые тоже не соответствуют...

Тендер сорван. А автобусы на базе шасси "IVECO" не сертифицированы - чего-то не донесли, кому-то недодали. Или вообще рынок защищают. Темпы транспортного оснащения школ чрезвычайно низкие.

Правда, пробежал слух, что к 1 ноября будет утвержден новый ГОСТ и, пережив отставки и назначения, Минпромэнерго и Ростехрегламент все "приведут в соответствие".

Отечественный производитель производит сейчас только то, что может производить. Особенно если автобусы покупают не за свои, а за бюджетные. Прокуратура заявила о намерении привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудников ГАИ, поставивших транспорт на учет... Вывод: национальные проекты реализуются, когда они касаются только одной отрасли. "Единения нации" вокруг них никак не получается.

Недавно закончился масштабный форум "Образовательная среда-2007". Помимо новейших IT-технологий, успешно внедряемых в инновационных школах, была продемонстрирована "линейка готовности" новеньких школьных автобусов. Автобус на базе "Газели": мягкие кресла с боковой поддержкой, ремни, люки, полки под потолком. И чудовищный, так и не выветрившийся за неделю запах пластика, фенола и бог знает чего еще. Так пахнут дешевые китайские игрушки, которые Роспотребнадзор изымает из продажи. Понятно, почему в салоне сразу две медицинские аптечки...

Иметь госбюджет, если он выполняет свои обязательства, приятно - есть твердый заказ, не надо напрягаться. Производитель и не думает осложнять себе жизнь, подстраиваясь под предъявляемые требования. Автобус "ЛиАЗ" выставили на всеобщее обозрение с сигнальными кнопками, расположенными только по одному борту автобуса. Очень трудно все менять, ничего не меняя. Но, как сказал классик, мы будем...

Национальные проекты эффективны, пока их претворяет в жизнь не нация, а отдельно взятое профильное министерство. Распространить алгоритм на "смежников" пока не удается. Вряд ли это сможет сделать и новый руководитель Рособразования - профессор и депутат Николай Булаев.

Разговоры о "невероятном усилении государства" разбиваются о банальную реальность: на школьном автобусе далеко не уедешь. С категорией "быстрого успеха" в нашей стране следует обращаться с большой осторожностью.

От редакции: по итогам этой публикации в редакцию "Русского журнала" поступило официальное письмо за подписью директора Департамента массовых коммуникаций ООО "ЦДТ "Русские автобусы"" Воронина Э.А. Текст письма приводится.

В ответ на публикацию от 17 октября 2007 года "Одноглазый автобус для школьников", сообщаем, что автор статьи Юрий Санберг допустил в статье ряд фактических ошибок. В ходе проведенной нами проверки оказалось, что за 2006-2007 гг. в рамках национального проекта "Образование" в Тюменскую область поступили 5 автобусов марки КАВЗ: в 2006 - 2, 2007 - 3 штуки. Согласно акту приемки - передачи никаких претензий к качеству и несоответствию ГОСТу автобусов выявлено не было.

По ситуации в Калининградской области мы можем сказать, что за средства федерального бюджета были закуплены 6 автобусов ПАЗ-32053-70 (претензий по акту нет), и 66 автобусов марки ПАЗ и КАВЗ были закуплены из регионального бюджета. И только у 28 автобусов из 72 были обнаружены неисправности, которые были устранены у официального дилера в максимально короткие сроки. Полностью ситуацию Вы можете проследить из официального письма, которое находится в приложении.

Согласно публикации: "заключение ГНЦ РФ ФГУП "НАМИ", АО "ЦНИИАТ" оказалось неблагоприятным в целом для проекта (при этом в конце 2003 года автобус КАВЗ-397653 для перевозки детей, как уверяют сами производители, успешно прошел сертификацию Госстандарта России)". Однако в ООО "ЦТД "Русские автобусы" не поступало никаких заключений от ГНЦ ФГУП "НАМИ" с отзывами о школьных автобусах, также сертификат соответствия автобусов марки КАВЗ и ПАЗ выдан в 2004, а не в 2003 году, как утверждается в статье.

Считаем, что утверждение "В прошлом году 442 "УАЗа"-220694 (в народе - "буханки") поставили в рамках нацпроекта, затем стали запрещать их эксплуатацию, переключившись с 11-местных микроавтобусов на 22-местные "ПАЗы" и "КАВЗы". Которые тоже не соответствуют..." наносит вред репутации компании, поскольку не соответствует истине. Сегодня согласно всем заключениям только автобусы КАВЗ-397653 и ПАЗ -32053-70 сертифицированы, полностью соответствует всем техническим требованиям ГОСТа Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей".

В конце материала Юрий Санберг пишет "Автобус "ЛиАЗ" выставили на всеобщее обозрение с сигнальными кнопками, расположенными только по одному борту автобуса. Очень трудно все менять, ничего не меняя". Однако согласно ГОСТу Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей" сигнальные кнопки должны располагаться по одному борту в каждом поперечном ряду. Так, что считаем обвинение журналиста необоснованным и порочащим репутацию компании.

Остальные автобусы, о которых идет речь в статье, были куплены региональными властями в период с 2002 -2003 в общегражданском исполнении без учета ГОСТа.

Историческая справка. Курганский автобусный завод разработал школьную модификацию КАВЗ-397653 в 2003 году на базе автобуса КАВЗ-32765.

В то время как ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей"был разработан в 2004 году. На сегодняшний день только автобусы КАВЗ-397653 и ПАЗ -32053-70 изготовлены в соответствии с ГОСТом и полностью сертифицированы. В салоне каждой машины размещены кнопки экстренной связи с водителем. Так же установлены дополнительные багажные полки для рюкзаков, а рабочее место водителя оборудовано наружной и внутренней громкоговорящей установкой. Специальные устройства не позволяют начать движение, если двери открыты и ограничивают скорость движения (60 км/ч).

       
Print version Распечатать