Один размер всем не подходит

Потребности и задачи страны, оказавшейся перед лицом кризиса

Стране, переживающей кризис, вызванный либерализацией финансового сектора, следует придерживаться политики, направленной на достижение следующих целей:

1. Стабилизация валютного курса, или в любом случае:

– предотвращение резкого обесценивания валюты;

– предотвращение колебаний курса валюты, которые усложняют или делают невозможным для бизнеса предсказание цен и доходов.

2. Удержание в стране фонда основных средств и создание условий для предотвращения утечки капитала.

3. Понижение или поддержание относительно низких процентных ставок для того, чтобы:

– бизнес мог продолжать обслуживать свои займы;

– потребительский спрос поддерживался бы на достаточно высоком уровне.

4. Увеличение государственных расходов с целью поддержания платежеспособного спроса.

5. Экспансионистская кредитная и монетарная политика, направленная на то, чтобы:

– поощрить жизнеспособный бизнес к сохранению или увеличению инвестиций;

– способствовать сохранению или росту потребительского спроса.

6. Относительная стабильность потребительских цен.

7. Рост финансовой и экономической устойчивости предприятий, банков и иных финансовых институтов.

8. Поддержание уровня занятости и удовлетворения социальных потребностей (здоровье, образование, социальное обеспечение и т.д.).

9. Сохранение пространства для маневра и гибкости при принятии решений по таким вопросам, как степень открытости экономики для иностранных собственников, приватизация, субсидии, торговля и либерализация.

Следует признать, что сложно сформулировать и осуществить стратегию, которая может способствовать достижению всех или многих из перечисленных выше целей. Часто возникают противоречивые ситуации. Например, снижение процентной ставки может оказывать позитивное влияние на финансовое положение предприятий и стимулировать платежеспособный спрос, но может и снизить стимулы к экономии местной валюты и привести к оттоку капитала и обесцениванию валюты в условиях финансовой открытости и "плавающего" обменного курса. С другой стороны, намеренное увеличение процентных ставок (важная часть пакета мер, предлагаемых МВФ) призвано поддерживать или увеличивать уверенность инвестора в валюте и экономике в целом, но оказывает противоположное действие на микроэкономику, так как финансовое положение фирм и банков ухудшается, а это, в свою очередь, подрывает уверенность инвесторов.

Когда возникают подобные противоречивые ситуации, при которых одни и те же инструменты могут привести как к позитивным, так и к негативным результатам, важно искать новые инструменты для достижения большего количества целей. Пакет МВФ не способен справиться со многими стратегическими вызовами и помочь в достижении многих целей, так как политика не удовлетворяет потребности реальной экономики и не решает проблемы финансового сектора. Эта стратегия также оказывает разрушительное влияние на экономические институты, включая местные предприятия и банки. Возникает вопрос, можно ли найти альтернативный подход, которые сработает лучше, чем политика МВФ, и поможет избежать ее разрушительных последствий.

Уроки малайзийского опыта реагирования на кризис

1. Существуют альтернативы пакету условий, выставляемых МВФ. Эти альтернативы можно четко сформулировать и проверить на практике. Опыт Малайзии показывает, что такой альтернативный подход может иметь хорошие результаты.

2. Для развивающихся стран важно иметь пространство для маневра и гибкие стратегии. Малайзийский опыт показывает, что избежав обращения к МВФ, любая страна избегает и смирительной рубашки в виде принципа "один размер подходит всем", сумеет выбрать собственную стратегию, которую впоследствии сможет изменить, если сочтет неподходящей. Первоначально Малайзия приняла некоторые элементы налоговой и кредитной политики МВФ, но когда они пошли во вред реальной экономике, страна сумела применить другой подход.

3. Антикризисная стратегия должна быть комплексной. Применение тех или иных тактических мер приводит к противоречиям, поскольку существует множество целей, и инструмент, предназначенный для достижения одной цели, может отрицательно сказаться на достижении других. В таких противоречивых ситуациях надо думать нестандартно и искать новые инструменты реализации стратегии, оценивая взаимосвязь элементов стратегии и их воздействие друг на друга.

Так, снижение процентной ставки было важно для спасения микроэкономики и восстановления реальной экономики, но могло снизить обменный курс ринггита и поставить страну перед угрозой дефолта. Чтобы процентная ставка не была привязана к обменному курсу, был введен новый инструмент стратегии – фиксация обменного курса.

Но одного этого было бы недостаточно, так как валютные спекуляции могли иметь место на оффшорных рынках и существовала опасность оттока капитала, что создавало угрозу для валютных резервов страны. Помимо фиксации обменного курса ринггита по отношению к доллару, стабилизация валюты потребовала двух дополнительных инструментов стратегии: прекращения зарубежных спекуляций путем запрета на торговлю валютой за границей и введения избирательных ограничений на операции с капиталом с целью регулирования притока и оттока финансовых средств. Таким образом, одна стратегическая цель (восстановление местных компаний и местной экономики) и одно средство реализации стратегии (снижение процентной ставки) привели к ряду других стратегических инструментов и целей.

4. Финансовая открытость создает серьезные риски для развивающихся стран, но ее можно избежать. Слишком большая открытость финансового сектора может сделать страну уязвимой перед финансовыми спекуляциями, внезапными масштабными движениями на рынках капитала и колебаниями обменного курса. При проведении открытой финансовой политики страна рискует утратить способность самостоятельно определять свою макроэкономическую стратегию или, по крайней мере, лишается гибкости при выборе вариантов. Поэтому политика финансовой открытости нежелательна.

Малайзийский опыт показывает, что ограничения финансовой открытости можно добиться с помощью множества инструментов. Конечно, принцип «один размер не подходит всем» здесь тоже применим, и опыт Малайзии, возможно, не подойдет другим странам, в которых существуют другие экономические, политические, институциональные условия или которые ставят перед собой другие цели.

Источник: Из книги Мартина Кхора "Малайзийский опыт управления финансово-экономическим кризисом: подход, альтернативный стилю МВФ".

       
Print version Распечатать