Объявлен лонг-лист премии "Дебют"

В среду, 8 октября, был объявлен лонг-лист премии "Дебют". Эта премия уникальна, не только по количеству предоставляемых на конкурс материалов (порядка 50.000 работ в год), но и по количеству обнаруживаемых новых талантов, и прозрачности процесса присуждения самой премии.

Впрочем, прозрачность изначально была заложена в формат премии - молодые дебютанты как правило никому не известны и ни с кем из мэтров литературы не знакомы, ими еще не накоплен шлейф приятно-сложных человеческих отношений, когда уже трудно отделить автора от произведения.

Если под премией понимать сложившийся, из сезона в сезон работающий аппарат, со своими представлениями о молодой литературе, своими понятиями об адекватности, преемственности, традиции и инновации внутри этого сектора, то его (аппарата) работа завершается лонг-листом. Молодые авторы, попавшие в него, уже замечены, отделены от фона. Далее работает сменный орган - жюри. Оно определит финалистов и лауреатов. Со спортивной и денежной точек зрения это интересно. С чисто литературной - менее интересно. Премиальный слоган "Останется только один" не имеет серьезного отношения к литературной действительности. Узкое горлышко вынужденного отбора условно лучшего из хорошего сконструировано в достаточной степени искусственно. Поэтому фонд "Поколение" и "Дебют" ищут другие способы работы с молодыми авторами. Ищут - и находят формы пролонгированной работы.

В этом смысле любопытен смежный проект фонда "Поколение" - 15 лучших книг года. Хотя, лично у меня есть частная претензия - как могла не попасть в этот список книга Михаила Айзенберга "Переход на летнее время" - событие не года, а десятилетия в поэтическом книгоиздании? Кроме того, к этому проекту можно предъявить и системную претензию - все 15 книг изданы крупнейшими книгоиздательствами, практически монополизировавшими издательский рынок ("АСТ", "Вагриус", "Эксмо", "Лимбус", "Время" и т. п.). Вместе с тем, поисковой художественной некоммерческой литературой (той, собственно, которую следует продвигать) преимущественно занимаются "НЛО", "О.Г.И.", "Пушкинский Фонд", "Издательство Н.Филимонова"?

В азбучной уже дихотомии "литература - книжный бизнес" новый проект уверенно избирает книжный бизнес. Как, впрочем, и звучные премии типа "Нацбеста" и "Большой книги", итоги которых "учитывает". Что-то тут недодумано - или, того хуже, задумано неверно. Но можно убавить пафос и взглянуть на ситуацию иначе.

Есть желание помочь провинциальным библиотекам - закупить книги и отправить их туда. Экспертный совет отобрал вот так. Хотите отобрать иначе - выделяйте средства, закупайте, отправляйте. Это и есть свобода.

Читальные интернет-залы в провинции решили бы проблему системно и окончательно. Далее осталось бы только создать качественные литературные ресурсы в Интернете - что и делается. Но это уже другой уровень инвестиций.

       
Print version Распечатать