Незападные европейские страны

От редакции. Один из активных участников современных российских дискуссий о десталинизации Юрий Пивоваров, директор ИНИОН РАН, который в последние дни попал в фокус общественного внимания в связи с рядом неоднозначных заявлений о возможном будущем России, поделился с «Русским журналом» своим пониманием того, что такое Европа и Запад и насколько Россию можно считать европейской страной.

* * *

Европа и Запад – это почти одно и то же. Отличие между содержанием этих понятий заключается в том, что понятие «Запад» включает в себя, помимо Европы, США, но объединяет эти два географических и политических региона общая культура. В этом плане можно с уверенностью заявлять в пику подавляющему большинству российских и зарубежных исследователей, что и Россия, и Турция не являются западными странами. Более того, если Турция априори не является европейской страной из-за своего мусульманского вероисповедания, Россия – это, все-таки, страна христианская. Именно христианство, прежде всего, и связывает Россию с Западом. Однако необходимо учитывать, что российское христианство резко отличается от западного. Кроме христианства, Россию с Западом связывает и то огромное влияние, которое на протяжении последних столетий Европа и Запад оказывали на Россию и на адаптацию нашей страны к тому, что называется западной идеей.

В то же самое время русская политическая система абсолютно иная, нежели западная политическая система. Русская политическая система преемственна по отношению к русской политической системе, как французская по отношению к французской, итальянская по отношению к итальянской, турецкая по отношению к турецкой. Россия, как и все страны мира, идет своим собственным путем. Это не путь Европы и это не путь Запада.

Последнее справедливо и в отношении Турции. Это не европейская страна, у нее нет христианских корней. Хотя Турция занимает территорию бывшей Византии, христианской империи, это страна исламская. Пусть она сейчас светская, но не более светская, нежели любая страна с исламским населением. Ведь ислам, хотя и родственная христианству религия, принципиально иначе трактует природу человека, природу личности, права, морали, семейных отношений, экономики, власти и так далее.

Однако, не будучи европейскими странами, Россия и Турция, уже несколько столетий втянуты в орбиту большой мировой политики, которая долгое время носила преимущественно западный характер. И российская, и турецкая интеллигенция в разные периоды в разной степени были подвергнуты вестернизации. Это, конечно, сближает наши страны с Европой. Это сближение осуществлялось в том числе и за счет войн, противостояний, конфликтов. Но, тем не менее, наши страны – это не другая Европа, это просто не-Европа. Россия – это не часть запада и не часть востока, это север. Турция – это та часть востока, которая, может быть, в наибольшей степени близка к Европе, но не-Запад.

Подобная природа наших государств отнюдь не препятствует развитию добрососедских отношений с западными странами. Я не исключаю, что и Россия когда-нибудь станет частью Европейского союза, через какие-нибудь десятилетия, если все это сохранится. Может быть Турция, преодолев вето тех стран, которые не хотят ее видеть в Европейском союзе, станет наконец станет полноправным членом ЕС.

О том, что это никакая не утопия свидетельствует опыт еще более не-западной страны – Японии. Эта страна географически находится очень далеко как от Европы, так и от Соединенных Штатов Америки, но в культурном и политическом планах она им очень близка. Она впитала в себя западные экономические и политические институты, впитала их лучше, чем, скажем, Россия и Турция. А это означает, что в современном мире география уже не играет той определяющей роли, как еще столетие назад. География важна лишь в определении физико-климатических условий, в которых существует страна, большая по территории или маленькая, мягкий или жесткий климат, обеспеченности или, наоборот, нужда в природных ресурсах.

Гораздо большее значение имеет настроение элиты. Испытывает ли она какие-то комплексы в отношении своих партнеров. Я сам не являюсь частью никакой элиты, как следствие, не подвержен никаким комплексам. Я живу как русский человек. Я знаю иностранные языки. Я посещаю европейские государства, изучаю их историю, их настоящее. Я испытываю в отношении них определенные чувства: любовь, ненависть, симпатию. Эти же чувства, я испытываю и к своей родной стране, к России. Может быть, какие-то отдельные люди чувствуют ущемленность тем, что, например, играют второстепенные роли в западной политике. Но такие люди есть в любом государстве.

       
Print version Распечатать