Неизбежность Маньяка

Тема:

На прошедшей неделе в Екатеринбурге появился Маньяк Со Шприцем. По сообщениям информационных агентств, Маньяк бегал по улицам и колол людей Шприцем. В районе Южного автовокзала уколол двоих, на улице Щорса - еще двоих и еще одного на улице 8 Марта. Всего же с жалобами на Маньяка в центр борьбы со СПИДом обратилось десять человек. У всех немедленно взяли анализ крови. Медики говорят, что за дополнительные деньги они могут выписать пострадавшим профилактическое лекарство от СПИДа (2600 рублей - курс). А вот самолечением заниматься не советуют.

Пострадавшие сообщают, что Маньяк - молодой человек в черном. До этого Маньяк орудовал в Оренбурге, переколол там кучу народу, а потом перебрался в Екатеринбург. Некоторые, впрочем, утверждают, что это - два совершенно разных маньяка и что оренбургский маньяк - это психическая женщина из поклонников президента Ельцина, а екатеринбургский - совсем наоборот: ветеран спецслужб, мстящий таким образом Чубайсу за ваучеры. Впрочем, и эти данные пока проверить не удалось.

Между тем СПИДа у пострадавших от екатеринбургского маньяка пока не обнаружили. Взяли ли у пострадавших анализ на реакцию Вассермана, информационные агентства умалчивают.

Источники:
http://regnum.ru/news/536808.html
http://www.justmedia.ru/analitic/?id=6382
http://www.mosmedclinic.ru/news/217/
http://www.regnum.ru/news/539280.html

Вариации:

А вот были семидесятые годы, и не было еще тогда СПИДа. Вместо СПИДа тогда был еще старый добрый сифилис.

О сифилисе школьники читали в книжках, написанных в основном до изобретения пенициллина, когда сифилис лечили ртутью. Говорят, это еще Авиценна придумал. Ртуть действительно помогала, но не всегда. Кроме того, она давала неожиданные и неприятные побочные эффекты. Короче говоря, школьники заключали из книжек, что сифилис неизлечим и смертелен. Список умерших от сифилиса знаменитых людей составлял часть фольклорной традиции: возглавлял его, конечно, Ленин, включали туда и Маяковского (именно таким образом легенда легко объясняла самоубийство поэта).

Сифилис бывал половой, наследственный и бытовой.

Половой сифилис являлся расплатой за грехи, поражал только распутников и их партнеров (в последнем случае сюжет приобретал потенциальное мелодраматическое измерение). Доктор Булгаков описал в романе "Белая гвардия" поэта-богоборца с говорящей фамилией "Русаков", воспринимающего свою болезнь как метафору современной истории, а затем впадающего в религиозную экзальтацию и цитирующего напропалую книгу Иова (который, впрочем, пострадал вполне безвинно, на спор). Полового сифилиса школьники боялись заочно, в мечтах.

Наследственный сифилис являл собой вариант сюжета родового проклятия. Упорные толки о сифилисе Ленина, таким образом, бросали тревожный отсвет на всю дальнейшую историю Советского государства и коммунистической партии. Передается ведь по наследству. Особую остроту сюжету придавала информация о том, что наследственный сифилис не всегда проявляется сразу, он может дремать внутри организма, чтобы выскочить чертиком из табакерки в пубертатный период. Наследственный сифилис был пострашнее полового, пожалуй, ведь его носителем мог оказаться любой из одноклассников школьника, а при склонности к ипохондрии и мечтательности школьник и насчет своих родителей мог навоображать страшного.

Но самый трагический сюжет связан с сифилисом бытовым. Этот жуткий бытовой сифилис подстерегал жертву везде: в бане, в спортзале, у бочки с квасом. Незримые бледные спирохеты-трепонемы, притаившись во влажной среде, ждали нужного момента, чтобы, дождавшись, кинуться на слизистую оболочку ни о чем не подозревающего школьника.

Впрочем, спирохеты зачастую оказывались в городской мифологии лишь тупыми орудиями в страшных вражеских руках. Было два варианта этого сюжета, засвидетельствованных в городских легендах.

В первом варианте сифилис распространял Негр. Этот Негр, по свидетельствам очевидцев, вел себя совершенно по-свински: по ночам ходил от одного автомата с газированной водой к другому и заражал сифилисом стаканы. Тогда, видите ли, в этих автоматах стояли стаканы; их, конечно, воровали для своих нужд сторонники культурного питья, не желавшие употреблять из горлышка, но власти следили, чтобы по крайней мере один стакан на несколько стоящих рядом автоматов имелся. И вот этот неблагодарный африканец, рассказывали знающие люди, засовывал в стаканы стыдно сказать что. А там у него сифилис был. Но Негра поймала милиция. (На самом деле, допускаю, что к распространению этой легенды приложили руку врачи-инфекционисты, уставшие от диких привычек соотечественников.)

(Заметим, что образ африканца в советской народной мифологии (в противоположность мифологии официальной) вообще был малопривлекателен и прямо предсказывал сегодняшние настроения. Негры в городском фольклоре представали созданиями сладострастными и коварными (сюжеты "негр и блондинка", "жена негра"), малоинтеллектуальными (например, в сюжете "негр и гимн СССР"), высокомерно относящимися к обывателю (сюжет "негр в трамвае") и потенциально опасными.)

Во втором варианте сифилис распространялся посредством джинсов. Эти джинсы, наряду с грампластинками, покупали фарцовщики у иностранцев. И вот, рассказывали школьнику знающие люди, один пацан купил такие джинсы у фарцовщика, обрадовался, что фирменные: настоящий голубой "Левайс", стал примерять, чувствует - раз так, укололо что-то. Он посмотрел, а там, в джинсы, иголка вшита. Нарочно вшита иголочка, а в той иголочке, оказалось, - сифилис. (Кто приложил руку к этой легенде, также можно догадаться.)

Мотивировки преступлений оставались за кадром, но легко прочитывались: негр, конечно, мстил белому человечеству за собственные грехи, подобно героям лорда Байрона, ну а джинсы сами по себе были чем-то вроде сифилиса ("гнилой Запад" все-таки в русском языке - метафора, имеющая весьма почтенный возраст).

Маньяк Со Шприцем, впрочем, также предшествовал эпидемии ВИЧ. Еще в тридцатые годы наводил он ужас на девочек из Нового Орлеана и его окрестностей, сядет сзади, уколет наркотиком - и тю-тю, прощай девичья честь. Или того хуже: Маньяк оказывался иногда студентом-медиком, а барышни попадали из кинозала прямиком на цинковые столы анатомических театров.

Объединению образов Маньяка Со Шприцем и Негра Стыдно Сказать С Чем В Стакане способствовал простой метонимический ход: ВИЧ с самого начала описывался мифологией как болезнь гомосексуалов и наркоманов, так что шприц в руке Маньяка красноречив, как герб средневекового рыцаря. Поэтому-то пострадавшие в Екатеринбурге точно знают, в какое медицинское учреждение обращаться.

Иронический тон изложения может навести читателя на мысль, что я сомневаюсь в существовании Маньяка Со Шприцем. Это не так. Маньяк должен существовать, он существует в сознании, в фольклоре, в ожиданиях горожан, существует в потенции; эта функция предшествует заполнению, но рано или поздно она может быть заполнена. Рано или поздно находится претендент на вакантное место, как постоянно находятся желающие втыкать острые предметы в сиденья автобусов и кинозалов. Такая материализация персонажей городских легенд сродни словесной магии, хотя объясняется все вполне посюсторонне.

Кстати, вам не кажется, что аналогичная история произошла с "русским фашизмом"?

Комментарии:

Комментарии читателей к этой колонке по техническим причинам появятся через неделю как отдельный выпуск "Понедельника".

Обсудить тему, вариации или комментарии || Ознакомиться с чужими комментариями

       
Print version Распечатать