Назаборная хроника

Газета "Правда.ru" сообщила: "В Берлине найден договор, который Адольф Гитлер заключил с... сатаной. Контракт датирован 30 апреля 1932 года и подписан кровью обеими сторонами".

Официальный сайт С.Глазьева: "Завершилась поездка С.Ю.Глазьева на Святую Землю в составе делегации Союза православных граждан. Репортаж о поездке вы сможете прочитать на сайте через несколько дней".

Некто Виталик на форуме "Русского Дома": "Я хотел было извиниться за возможное грубое отношение в адрес участников сего форума при обсуждении статьи "Душу за рок". Тема была забанена. По какой причине? Не из-за того ли, что мое мнение не совпадало с мнением модератора Юлии, которая в той теме подписалась как "гость"? Так вот, в свою очередь, я напомню ей слова апостола Павла в послании к Коринфянам: "Женщина в Церкви да молчит...".

На обновленном портале "Слава России" объявлено о выходе июньского номера дайджеста "Голос Империи".

Ныне тридцатилетняя Ирина Маленко на сайте "Левой России", заставкой к которому служит известная композиция Малевича "Красным клином бей белых!", публикует свои воспоминания: "Но если мы - те, кого не пугает перспектива этой огромной по своему масштабу и сложности задачи, - заглянем себе в душу, мы убедимся, что практически все мы в той или иной мере по-прежнему являемся именно этим. Именно верными андроповцами".

Сайт Sovest.org сообщил: "В ночь с 11 на 12 июля группа "Совесть" начала крупномасштабную акцию "Завяжем с произволом", украсив всю Москву в рамках Садового кольца сорока одной тысячью (41 000) желто-зеленых лент" (цвет а ЮКОСа)...

На заборах и задниках гаражей вдоль железных дорог вот уже несколько лет разворачивается многоголосье, принять которое за косноязычный глас народа сложно, однако вовсе игнорировать неразумно. Лента суждений и пиктограмм тянется от Москвы верст на тридцать, далее исчезая. Принимая во внимание то обстоятельство, что заборы и стенки гаражей сплошные, без разрывов на целые километры, остается удивляться упорству и терпению неведомых глашатаев, которым приходится немало брести пешком, чтобы добраться до очередного "холста".

Череда сугубо аполитичных граффити, авторы которых тяготеют к абстракционизму в опоре на шрифтовые композиции (преимущественно по-английски, с ошибками и без оных), мало интересна что с художественной, что с культурологической точки зрения. Разве что заметно, что лента состоит из автономных изображений, которые никогда не наползают на соседние композиции и никогда их не перекрывают: индивидуализм самовыражения торжествует очевидным образом. Попыток закрасить эти скромные панно также не обнаружено.

Кое-где еще можно встретить "Кино", но уже на равных или, скорее, в подчиненном положении относительно новейших, как правило иноземных поп-групп, так что надписи, даже целые алтари с девизом "Цой жив!" вспоминаются с некоторой ностальгией. Утрата веры в способности отечественных ногоборцев явно проявилась в тотальном исчезновении столь частого ранее "Спартак" - чемпион".

Политические высказывания, как правило, брезгливо отодвинулись от граффити, и чаще всего их создатели предпочитают работать на чистой поверхности, выбирая все больше протяженные заборы, словно и впрямь учитывают условия чтения на ходу, из вагонного окна. Надо полагать, уныло однообразные "черножопые, вон из Москвы!" (когда с восклицательным знаком, когда без него, но иногда даже с запятой) все же относятся к миру политики, хотя и к низменной его части. Начертаны эти гаденькие знаки преимущественно рукой нетвердой и быстрой, с помощью спрея, как если бы их наносители чего-то и впрямь боялись, хотя такие надписи анонимные же чистильщики обычно оставляют нетронутыми. Закрашивают, вернее забеливают одни свастики, преобразуя их в квадраты, перечеркнутые прямым крестом.

Некогда яркие буквы популярного текста "банду ельцина под суд" изрядно выцвели, но все еще различимы. Словно следуя дуновению времени, подвыцвел и одинокий "зюганов", зато со всей четкостью видны (но не так уж часто) свежие иероглифы, утверждающие: "смерть буржуям", - или обозначающие: "ассоциация анархистов". Нацболы что-то привяли - в прошлом году их подписи попадались нередко, в этом же - не заметил ни одной. Совершенно неожиданно и почти трогательно появление на граненой поверхности бетонного забора ностальгического волеизъявления: "харитонов - президент". Это проявление коммунистических упований начертано широкой кистью, все тем же самым рубленым шрифтом, которым всегда штамповали лозунги ушедшей эпохи.

Заборы при малых городах и малых станциях девственно чисты, если слово "чистый" имеет какой-то смысл в зоне отчуждения железной дороги. Здесь хватает позавчерашних заклинаний, намертво выложенных красным кирпичом в теле стены из кирпича силикатного.

А вот в городах крупных и пассионарных вроде Ижевска или Кирова война лозунгов ползет по заборам вовсю. Особенно изумила локальная стычка букв: сначала от души, размашисто начертано "русский порядок", затем, воспользовавшись цезурой между словами, исправлено, так что вышло: "русский без-порядок" (через "з", но тоже от души).

Одно лишь заслуживает внимания. В далеком 1981 году, оказавшись в Кельне, где на заборах хватало крепких замечаний в адрес турок, я сфотографировал ярко-красную звезду и черную аббревиатуру RAF (фракция Красной армии) на боку строительного фургона. И звезда, и буквы были набрызганы по косой, в оправданной спешке, однако ни одна черта, ни одна из брызг не коснулись логотипа строительной фирмы. Мы явно врастаем в цивилизацию: надписей на старых заборах и старых стенах немало, но не удалось увидеть ни одной на поверхности рекламных щитов, которые, казалось бы, созданы для того, чтобы со вкусом пройтись черным спреем по лоснящейся поверхности.

       
Print version Распечатать