Лоскутки украинского политического поля

От редакции. Разрушение «оранжевого» электорального поля, запрос на «сильную руку» и, одновременно, на безупречную легитимность новой власти, крах проектов политиков новой волны, масса конкурирующих на выборах политико-идеологических платформ, разрушение непреодолимой идеолого-мировоззренческой границы по Днепру – вот лишь некоторые новеллы нынешней избирательной кампании на Украине. Пестрота, многообразие и многоплановость стали для нее свершившимся фактом. Каковы стратегии основных игроков? На какой результат могут рассчитывать фавориты и аутсайдеры? По какому сценарию пройдет кампания? Совершили ли уже главные игроки свои роковые ошибки? В чем эти ошибки могут заключаться? О новом и старом в украинской политике «Русскому Журналу» рассказал известный украинский политолог, директор Центра социальный исследований «София» (Киев) Андрей Ермолаев.

* * *

РЖ: За прошедшие пять лет что стало с «оранжевым» («помаранчевым») электоратом? Он все так же монолитен? Расколот? Или сменил политическую ориентацию?

Андрей Ермолаев: Былого феномена «помаранчевого» электората уже не существует. За последние несколько лет произошли большие политические изменения. Бывшие соратники стали политическими противниками. Власть, которая была сформирована в 2005 году, стала в глазах народа банкротом. Все ее приоритеты – успешная европейская интеграция, реформы в экономике – не были реализованы. Поэтому сейчас можно говорить не о «помаранчевом» избирателе, а об избирателе, который сохраняет традицию национал-демократии. Он поддерживает Ющенко, Яценюка, «Народный Рух» и верит, несмотря на разочарованность в «помаранчевом» идеале, одному из самых ярких вождей того времени – Юлии Тимошенко (ее стиль – это правый социал-популизм). Есть избиратель из старого «помаранчевого» лагеря, который ориентирован на радикальные лозунги о смене власти. Этот избиратель сейчас поддерживает Арсения Яценюка.

Традиционный консервативный Центр Украины и село, которые поддерживали когда-то идеи «помаранчевой революции» и которые в связи с критическим положением на селе и рассчитывали на помощь и реформы, по-прежнему ориентированы на украинский политический центр, воплощение которого – Владимир Литвин. Поэтому электоральная консолидация по старому «помаранчевому» идеалу невозможна в принципе.

РЖ: Можно ли утверждать, что традиционный электоральный раскол по Днепру сохранился или электоральные поля претерпели за последние пять лет сильные изменения?

А.Е.: Скорее, второе. Есть устойчивые электоральная, политическая и социо-культурная платформы. Но однозначного раскола по типу 2004 года уже нет. Сами выборы – многополярны. Несмотря на то, что лидера – два, тем не менее, представлены, как минимум, четыре-пять идеологических платформ. Много кандидатов, рассчитывающих на свою социальную группу. Бывшие «помаранчевые» политики получили небольшие бонусы на Востоке и Юге (Тимошенко, а также Яценюк не отождествляются с «помаранчевым» переворотом 2004 года). Янукович более комплиментарен на Западе Украины. Выборы в Тернопольский облсовет в марте этого года показали, что Партия регионов перестала быть тем «демоном», на которого сбрасывают все грехи в этой части Украины. Партия регионов воспринимается как партия прагматиков. Она раздражает «западников» своей технократичностью, тем, что она постоянно подчеркивает свою близость к России. Но рост ее поддержки по сравнению с 2004 годом существенный.

Что касается Центра, то он стал многополярным. Он пропорционально перераспределен между Януковичем, Тимошенко, Литвиным, левыми. Центр – место идеологического электорального смешения. Ситуация стала более многомерной, чем в 2004 году.

РЖ: Каковы перспективы президента Ющенко и сможет ли он, пользуясь расколом бывшего «оранжевого» лагеря и административным ресурсом, выиграть выборы?

А.Е.: Тот минимальный уровень поддержки, которые имеет сейчас Ющенко, унизителен и для президента и для страны. Но реальный показатель поддержки Ющенко будет больше. Думаю, в районе 6%-7%. Многие избиратели сейчас, симпатизируя Ющенко, испытывают неловкость в разговоре с теми, кто проводит соцопросы. Ющенко сохраняет очень важную для политика черту – он предлагает ценностное видение ситуации. Другое дело – есть разочарование в нем из-за непрактичности и демагогии. Рассчитывать на выход во второй тур Ющенко уже не может. За действующего Президента проголосуют те, на кого мог бы рассчитывать Яценюк как новый либеральный демократический лидер.

Что касается интриги вокруг Юлии Тимошенко. Что бы ни говорили об административном ресурсе президента и главы Верховной Рады, настоящий административный ресурс – в руках правительства. Это и влияние на областные администрации, и предположительно большое влияние команды Тимошенко на судебную систему, и сетевые контакты. Правительство регулярно собирает представителей местных советов, учителей и т.д. У Президента таких возможностей на порядок меньше.

РЖ: По всем соцопросам, сейчас лидирует Виктор Янукович. Но кампания только началась. Есть масса мнений, предвещающих ее непредсказуемость. Каковы политические риски в его избирательной кампании, которые могли бы сократить или ликвидировать его преимущество над остальными кандидатами?

А.Е.: Здесь срабатывает фактор, связанный с преимуществами и слабостями оппозиции. Если до конца года будет наблюдаться экономическая стабильность и лидеры от власти – Тимошенко, Ющенко и Литвин – преодолеют то конфликтное состояние, которое есть сейчас, власть в глазах избирателя будет стабильной и успешной, а также в случае если Тимошенко как наиболее успешный кандидат от власти сможет провести успешную региональную кампанию, сможет укрепить свои позиции не только на западе, но и на востоке Украины, тогда у лидера оппозиции будут проблемы с наращиванием электоральных ресурсов. Одной из главных проблем кампании Януковича является то, что у него – высокомобилизированный электорат, но невысокие темпы прироста поддержки. Избиратели в регионах, которые традиционно более ориентированы на национал-демократов, социал-популистов не спешат переориентироваться на лидера оппозиции. Решается проблема прироста поддержки только в случае, если оппозиция наращивает свое преимущества на фоне неудач власти.

Пока ситуация складывается так, что избирательная кампания будет сопровождаться серьезным экономическими и социальными рисками – большие проблемы с наполнением бюджета, начало отопительного сезона в условиях, когда сильно упали доходы и покупательская способность, рост цен, постепенно нарастающее напряжение из-за уровня безработицы. Эти факторы будут срабатывать в пользу оппозиции.

РЖ: Тимошенко пытается отвлечь внимание электората от социально-политических проблем туром известных украинских исполнителей поп-музыки в свою поддержку («С Украиной в сердце»). Сможет ли это обеспечить ей дополнительный электоральный ресурс от молодежи Украины?

А.Е.: Я не знаю, на что рассчитывали политтехнологи кампании Тимошенко, предлагая этот ход. Возможно, здесь сработала инерция и природная политическая жадность – собрать всех артистов, кого можно. Судя по отзывам и критике журналистов, которые наблюдают за этим марафоном, реакция людей на него крайне отрицательная. Вид успешных, сытых, раскрученных артистов на фоне очень сложного социально-экономического положения – скорее, раздражитель, чем мобилизатор. Среди журналистов и бомонда очень популярно определение этого марафона – «С баблом в сердце». Это не выдумка политологов, а продукт тех артистов, которые не согласились участвовать в марафоне. Результат может быть обратный – молодежь потанцует, а поколение постарше отнесется к этому критично.

Особенность кампании Тимошенко – странная сверхтехнологичность. Много искусственных, как будто из другой страны привезенных подходов. Эти технологии выглядят вызывающе и аляповато. Последняя дискуссия в Интернет-сообществе – это странные блоги Тимошенко: с фашистами, ляпами и так далее. Тоже самое с разнообразными интерактивными эфирами, где Тимошенко все больше выглядит как партийный пропагандист, нежели премьер-министр. Может быть, причина кроется в психологии – очень большая нервозность лидера, большое раздражение перед выборами привели к тому, что многие подходы выглядят торопливо, нервозно и в итоге не срабатывают. Пример – кампания «Вона» (она (укр.) – прим. «РЖ»). Ее считают одним из самых удачных ходов, но, на мой взгляд, эта удача двойственная. С одной стороны, эти смыслоформы внедрены в сознание, но, с другой стороны, психологический и социальный результат противоречив – многих эта реклама раздражала. От Тимошенко ожидали чего угодно, но не таких спекулятивных подходов. Отождествление ею себя с Украиной многие воспринимают как хамство и наглость. Такие непросчитанные подходы выглядят как психологический фальстарт – Тимошенко набрала скорость еще задолго до того как была дана отмашка.

РЖ: Сможет ли Арсений Яценюк собрать голоса всех разочаровавшихся во власти и неопределившихся с выбором, пользуясь имиджем молодого и энергичного политика?

А.Е.: Нужно учитывать традиции украинских избирательных кампаний. Неопределившиеся избиратели (их сейчас много) ориентируются на имидж сильного кандидата – на того, кто идет побеждать. Плюс к тому, Яценюк подрастерял те преимущества, которые имел на старте избирательной кампании. Он отождествлялся с образом молодого, реформаторски настроенного, а кампанию проводит шаблонно, с очень сомнительной рекламной составляющей. Как показывает практика на политических ток-шоу его предложения «провисают» – ему не удается навязать обществу дискуссию по проблемным темам.

На этих выборах важную роль будет играть коллективный образ кандидата. И в российской, и в украинской политике сложилась традиция, когда политиков сравнивают с историческими или западными героями. Часто успешные политики на Западе являются представителями крупных политических сил, например, кандидаты в президенты США, Франции, премьер-министры Великобритании. За их плечами стоит крупная национальная политическая сила с вековой историей. Эти лидеры для избирателей данных стран являются носителями тех идеологий, предвыборных программ, которые они хорошо знают. В современной украинской политике политические лидеры долгое время имели за спиной либо малоизвестные команды, либо действовали в одиночку. Особенность выборов 2010 года в том, что Ющенко, Янукович, Тимошенко, в какой-то степени Симоненко являются лидерами, которые связаны с идеологиями и партиями, которые уже хорошо известны. Рядом с ними находятся политические команды, которые узнаются. С ними ассоциируется определенный образ власти. У них есть устойчивый коллективный образ в отличие от Яценюка, Богословской, Тигипко которые являются пока политиками-фермерами, не имеющие за спиной у себя ничего, кроме рекламы. А избирателю важно, кого за собой привет этот политик. У Яценюка был шанс создать новую политическую команду, но он его не использовал.

РЖ: Как изменилось восприятие России и Запада на Украине? Будут ли внешнеполитические вопросы такими же важными как внутриполитические (по аналогии с 2004 годом)?

А.Е.: Эффективность и значение «русской карты» существенно изменились по сравнению с 2004 годом. На первом месте сейчас внутренние проблемы. Былого напряжения вокруг внешнеполитического вектора развития страны сейчас нет. За эти пару лет каждый украинец услышал негативных ответ по поводу интеграции в Европейский союз, услышал фактический отказ от членства в НАТО (несмотря на спекуляции Ющенко и других политиков). Что касается России – такие же метаморфозы. Уровень комплиментарности по отношению к ней в Украине высок, даже выше, чем в Росси по отношении к Украине (это подтверждают регулярные исследования). Но к России начали относиться настороженно и с меньшим пиететом, нежели это было до знаменитого письма Медведева. Россия перестала восприниматься как субъект, с которым можно строить совместное будущее на взаимовыгодной основе, она перестала быть понятной. Перспектива России перестала восприниматься как своя перспектива. Произошла прагматизация массового сознания в русском вопросе. Попытка использовать русских политиков в качестве агитбригады – бессмысленное занятие, как, впрочем, разыграть темы ЕЭП, газа, по той причине, что сейчас проблемы не в газе, а в цене, проблема не в ЕЭП, а в ситуации на рынках, где подорваны позиции украинских производителей. Изменилось содержание трактовки «русской карты».

РЖ: Можно ли утверждать, что результат этих выборов будут достаточно легко прогнозируемыми, а сами выборы будут легитимными?

А.Е.: Ситуация в украинской политике и вокруг Украины такова. Существует запрос (и на Востоке и на Западе страны) на полноценную легитимную (в правом и социальном смысле) власть. Люди устали от того, что имеется «три ветви власти – пятнадцать лидеров». Поэтому в последнее время много разговоров о разнообразных компромиссах и коалициях. Кроме того, политические лидеры понимают, что повторение 2004 года существенно подорвет легитимность и перспективы новой власти. Все – Янукович, Тимошенко, Ющенко, Литвин и так далее – говорят о том, как важно провести выборы по закону. Никто не готов к очередному «свалу» после выборов.

Что касается сценария кампании, то последнее дело, связанное с эксплуатацией (если так можно сказать) детей в «Артеке», показало, что возможны повороты. В ход пошли аргументы, действие которых сложно прогнозировать – они затрагивают репутацию, моральный облик. Это может запутать повестку выборов. И начало предвыборной кампании уже показывает, что выборы будут проходить крайне хаотично и очень скандально.

Беседовал Олег Горбунов

       
Print version Распечатать