Комитет молодежи по делам государства?

Недавно я написал предсмертную оду российской молодежной политике. Дескать, после политического цикла 2007-2008-го ее умертвят, ну или она сама сбавит свой реактивный пыл в силу спада финансовых вложений и ряда других причин. Естественно, конец всем движениям я предсказывал разный. Фанаты планетарного силовика и руконесгибающие лжеотчизнолюбы уйдут в небытие сами по себе. Причин много: и идеологическая аморфность, и кадровый кризис, и неспособность генерировать привлекательные образы будущего и внятные стратегии. Ну а провластные молодые люди из состояния реактивности превратятся в вялотекущее болото. Таким виделось будущее молодежной политики в отдельно взятой России после 2008 года.

Затем я выступил с сомнениями, что словосочетание "поколение Путина", активно пропагандируемое некоторыми представителями PROпутинских молодежных тусовок, вообще существует. Сомнения обосновывались тем, что Путин хоть и лидер нации, и вывел страну из морально-экономического кризиса, но все же недостаточно сделал для молодежи, чтобы можно было говорить о "поколении Путина" как о факторе, имеющем место быть. Да, именно при нем появилась целая когорта движений и прочих молодежных организаций, к концу его срока заговорили о законе "О молодежи" и объявили год его ухода "годом молодежи в России". Вдобавок невооруженным глазом видно, что Путин пользуется большой популярностью в молодежной среде.

Мы видели и 50 000 молодых людей, которые в 2006 году, в день рождения Путина, вышли на улицы Грозного с призывом остаться на третий срок. И это в то время, когда Запад, не замечая своих авгиевых конюшен в Ираке, кричал о "проблемах" в Чечне. Вы скажете, что Кадырову невыгоден уход Путина, вот и вывели через административный ресурс. Да, президенту Че невыгоден уход его сюзерена, но чеченскую молодежь не так-то просто вывести на улицу через админресурс, и здесь сыграли свою роль другие факторы и мотивы. Да и сейчас мы видели многотысячную толпу молодежи в день рождения Путина на улицах Москвы. Это были активисты "Наших", МГЕРа и прочих пропутинских молодежек из разных регионов ЦФО. Но каждый из них представлял какую-то категорию или субкультуру молодежи, кто-то им делегировал свои полномочия в этом мероприятии. Если на этом мероприятии было 10 000 молодых людей, это значит, что на местах остались в десятки раз больше им сочувствующих и солидарных с ними. Но все равно терзали сомнения, достаточно ли этого для именования целого поколения в честь оного человека.

Сейчас все это видится немного иначе. Можно сказать, что начались другие пляски. Или кинули свежую косточку, вот автор и поменял взгляды. В ответ вспоминаются слова одного из великих прошлого: "Обстоятельства меняются, принципы - никогда". Сейчас как раз тот самый случай, когда обстоятельства изменились, и далеко не в худшую сторону.

Хотя времени прошло всего-то ничего, но Путин, как всегда, оказался политическим сюрпризмейкером и много чего успел натворить. Речь идет не об отставке Фрадкова, не о том, как всплыл Зубков из запасной колоды, и даже не о согласии возглавить "Единую Россию" на выборах. Обстоятельство, которое повлияло на смену скептического пессимизма на будущее молодежного движения России и заставило по-новому взглянуть на эту проблему, - это учреждение государственного Комитета по делам молодежи.

Правда, пока его только-только учредили и радоваться еще рано. Сначала пусть покажет, что он будет не Комитетом молодежи по делам государства (ну или правительства), а государственным Комитетом по делам молодежи. Но все же уже можно делать кое-какие оптимистические прогнозы.

Почему-то началось все не с обсуждения структуры этого комитета, а с попыток угадать, кто будет лидером сего ведомства. В СМИ звучали фамилии и лидера "Наших" Василия Якеменко, и кремлевского куратора молодежек Никиты Иванова, и Турчака, и депутата Буратаевой. Сразу стоит отметить, что будущее этого комитета (да и всей российской молодежи, наверное) зависит от того, какая кандидатура получит президентское благословение на курирование вопросов молодежи.

На мой взгляд, это должен быть человек, показавший свою успешность в молодежной среде, не кабинетный куратор, а выходец из самой молодежи, обладатель недюжинной харизмы и первый среди равных. Таких кандидатур не так-то много. Если такой человек возглавит Комитет и не забудет свое молодежное прошлое, а будет активно поддерживать низовые инициативы и способствовать росту политического сознания провинциальной молодежи, в таком случае есть все шансы, что молодежная политика получит достойное развитие, и тогда будет возможно вести диалоги и споры о существовании или формировании поколения Путина.

В принципе, схожая модель уже имеется в некоторых регионах. Например, в Чеченской Республике давно существует Комитет правительства ЧР по делам молодежи, который активно занимается селекцией думающей молодежи и ее продвижением в органы исполнительной власти, реализацией молодежных инициатив на региональном и местном уровнях. По праву этот комитет называют кузницей чеченской управленческой элиты. Например, заместитель главы Администрации президента и правительства ЧР до перехода в администрацию Рамзана Кадырова был работником КПДМ ЧР. По схожей траектории пошли многие талантливые ребята. Такая же схема существует еще в нескольких регионах, но не во всех них государственные ведомства по молодежной политике имеют независимый статус. Например, в Краснодарском крае существует отдельное Министерство по делам молодежи, но оно не занимается отбором молодежи для дел государственных и их дальнейшим продвижением. Оно определяет региональную политику в отношении молодежи - и все. А в Калужской области имеется всего лишь Управление молодежной политики в рамках Министерства образования, науки и культуры со штатом девять человек. Понятное дело, что такое ведомство, скорее, занимается лишь напоминанием властям о существовании молодежного фактора в различных социальных и образовательных программах, а не независимой молодежной политикой.

Что радует в новом Комитете, так это то, что его руководитель будет прямо подотчетен председателю правительства. Вдобавок Комитет будет и самостоятельно определять стратегию, и распределять финансы, и одновременно контролировать их целевое использование. То есть осуществлять функции министерства, агентства и службы.

Если человек, который возглавит Комитет, будет выходцем из молодежной среды и соберет команду из молодежи, то проект Комитета не погибнет и имеет перспективы. И вся деятельность его должна строиться на тесном сотрудничестве с третьим сектором, активно помогать деятельности молодежных объединений, которые работают не на деньги соросов и прочих заокеанских инвесторов в ослабление влияния России и дискредитации русской культуры и истории. Помогать надо тем, кто реально заботится о завтрашнем дне России и занимается решением повседневных проблем молодежи, формированием образов и смыслов российской молодежи, выдает картины будущего в рамках русского мира или какого-то другого проекта в рамках российской государственной действительности.

Необходимо отбирать молодежные инициативы, помогать молодежи в реализации этих инициатив и продвигать государственно мыслящую и национально ориентированную молодежь в эшелоны власти. Только в таком случае новое поколение сможет перенять достигнутый уровень развития страны, нации. Молодежь может стать одним из важнейших факторов развития российского общества и государства.

Позитивные надежды в отношении будущего российской молодежи формируются именно из-за того, что, дойдя до финишной прямой, власть могла ограничиться принятием закона о молодежи и введением агентства в рамках ведомства Фурсенко. Но она не пошла по такому пути, а изменила структуру правительства и ввела отдельный комитет - значит, молодежная политика не будет умерщвлена, а получит какое-то будущее. А уж каким будет это будущее: кабинетным или полевым, инициативным или исполнительным, креативным или бюрократичным, - зависит от фигуры будущего главы этого ведомства. Не будем загадывать, поживем - увидим.

       
Print version Распечатать