Комикс о "невоюющих демократиях"

От редакции. РЖ предоставляет слово по поводу "многообразия демократического опыта" Модесту Колерову – кандидату исторических наук, управляющему директору информационного агентства "REGNUM", действительному государственному советнику РФ первого класса. Модест Колеров также - участник Ярославского форума.

* * *

«Демократии между собой не воюют» в мифологическом пространстве, где действуют воплощенные чистое добро и чистое зло. Только в сказках Дюймовочка и Русалочка тоже между собой не воюют. А если воюют, скажет вам такой теоретик, то тут же перестают быть дюймовочками и русалочками, иными словами, демократиями.

Нельзя даже сказать, что здесь перепутаны причины и следствия, типа, что мобилизующееся в целях ведения войны государство перестает быть демократией. В «теории демократического мира» вообще нет ничего, кроме комикса. А в комиксах, как в любых сказках и мифах, нет иерархии причин и следствий. Это простое черно-белое кино. К тому же немое.

В реальности нет никаких чистых и образцовых демократий. И клеймо демократии не помешало, например, Швеции вплоть до 1975 года принудительно стерилизовать политических противников, а Великобритании вплоть до 1955 года применять такую коммунистическую меру, как уравнительное распределение по потребительским карточкам. В 1938 году именно демократические Англия и Франция отдали демократическую Чехословакию на растерзание Гитлеру. Впрочем, теоретики «демократического мира» теперь могут отсчитывать начало «мирных демократий» с момента признания независимости Косова.

Бушистские «распространители демократии» ориентировались не столько на «теорию демократического мира», сколько на сочинения Редьярда Киплинга. Буш никогда не скрывал и не прикрывал сердцевины своей внешней политики – ее миссионерства. И хотя Обама пока более скрытен, разница между ними лишь в степени агрессивности миссионерства.

Нельзя исключать, конечно, что демократические режимы начинают в последние двадцать лет войны одну за другой, следуя именно «теории» Дина Бабста. Друг с другом им воевать нельзя, а против «недемократических» – можно. Да, собственно, и колонизация Америки через истребление индейцев тоже может быть изображена как «демократизация» недемократических дикарей.

Превращение внутренних проблем или конфликтов в государстве в предмет вмешательства того, что называет себя «международным сообществом», зависит исключительно от меры слабости государства. Если потенциальный ущерб от принудительного вмешательства «сообщество» сочтет неприемлемым – реального, не риторического, вмешательства не будет.

Речь идет, конечно, о реальном сообществе, а не о мифологичском – международном. Международного сообщества не существует. Это всегда псевдоним для глобальных блоков. И все международные (то есть единые глобальные) стандарты и даже усилия по утверждению единого международного права остались в прошлом. Фрагментация мира идет быстрее, чем мы это замечаем.

       
Print version Распечатать