ИНСОР и возврат в девяностые

От редакции. Институт современного развития презентовал свой очередной доклад - «Обретение будущего. Стратегия-2012. Конспект». Большой круг экспертов предложил президенту-2012 своеобразную «дорожную карту», которая, на взгляд авторов доклада, сделает реальной перспективу модернизации России. В основе этого плана – рекомендация будущему президенту, кем бы он ни был, заключить с обществом новый социальный контракт. Главное условие которого – максимальное невмешательство власти в дела народа и свободное вмешательство народа в дела власти.

О сути предложений ИНСОРа «Русский журнал» побеседовал с политологом Павлом Святенковым. .

* * *

Русский журнал: Согласны ли Вы с утверждением, что государство в нынешнем виде является препятствием модернизации?

Павел Святенков: Это неверное утверждение. Препятствием является не государство, а тот государственный строй, который был создан в России после 93-го года. По сути дела, препятствием модернизации является наша сверхпрезидентская республика, в рамках которой вся власть сосредоточена в руках главы государства. Препятствием к модернизации является отсутствие демократии, препятствием к модернизации является отсутствие разделения властей и тому подобных на самом деле стандартных для современного мира вещей.

В заявлениях наших либералов, в том числе и из ИНСОРа есть традиционное противоречие, связанное с тем, что они, с одной стороны, требуют демократии, а с другой – провозглашают образцом демократии Конституцию 93-го года. Эта Конституция предполагает, что вся власть сосредоточена в руках Президента. Эта Конституция фактически не предполагает разделения властей. Таким образом, она, в сущности, является антидемократической. Всем очевидно, какую демократию можно устроить с этой Конституцией: она может быть лишь очень сильно урезанной, очень слабой и очень коррумпированной.

РЖ: То есть Вы согласны с предложениями по сокращению полномочий органов власти?

П.С.: Не столько сокращать, сколько создать полноценное разделение властей – повысить роль парламента и усилить его контрольные функции по отношению к Президенту и правительству. Необходимо, чтобы президентские полномочия были снижены, чтобы Президент не имел такого гигантского объема власти. Только тогда система будет работать нормально.

РЖ: Насколько я понимаю, в докладе как раз и говорилось о тотальном возвращении института выборов. Как Вам кажется, повсеместное возвращение выборов будет иметь исключительно положительные следствия?

П.С.: Я не думаю, что для ИНСОРа речь идет о тотальном возвращении института выборов. Я думаю, что идеалом для тех людей, которые писали доклад, является политическая система России, которая существовала в 90-е годы, а в 90-е годы выборы Президента были в значительной степени фиктивными, каковыми они остаются и по сей день. То есть, всегда был один назначенный кандидат, который дежурно побеждал на выборах. Поэтому то, что говорят эти люди, по сути, является проектом ограниченной демократии, проектом возвращения к олигархическому управлению в Центре и отдачи регионов на откуп пусть выборным, но губернаторам. Период 90-х годов продемонстрировал, что эти люди правили в своих регионах практически бесконтрольно. Во многих этнических регионах десятилетиями находились у власти одни и те же лица. Иначе говоря, институт выборов без реальной демократии, без разделения властей, в том числе и в регионах, приводит к многолетнему господству одних и тех же клик, которые вовсе не способствуют экономическому развитию своих регионов. Более того, результатом становится своеобразная феодальная система с королем-президентом на вершине и герцогами-губернаторами на региональном уровне, которые совместно эксплуатируют население и фактически совместно уничтожают экономику страны, способствуя ее деградации.

РЖ: Вы утверждаете, что эта программа во многом является призывом вернуться к 90-м. Как Вам кажется, это мейнстрим современной политической повестки? Или это случайная ассоциация?

П.С.: Я думаю, что это мейнстрим президентского окружения, мейнстрим тех людей, которые делают ставку на Дмитрия Медведева как Президента после 2012 года. Насколько это будет мейнстримом для страны, надо будет смотреть. Пока неясно, пойдет ли Медведев на следующие выборы, а если пойдет, будет ли он придерживаться этого крайне либерального курса, который ему в настоящий момент подсовывают. Если будет, то, скорее всего, все кончится закономерным экономическим и политическим крахом России.

Беседовала Ксения Колкунова

       
Print version Распечатать