Habemus Papam

Когда Папа Бенедикт XVI заявил о своём уходе, католическая общественность называла произошедшее не иначе, как «разрыв шаблона». Месяц спустя ещё один шаблон разорван.

* * *

13 марта 2013 года, после часа мучительного ожидания, прошедшего с момента, когда белый дым поднялся над Сикстинской капеллой, на балкон Собора святого Петра вышел избранный Папа Франциск, первый иезуит и латиноамериканец на престоле святого Петра. После пятой баллотировки римским понтификом стал 76-летний аргентинский кардинал Хорхе Марио Бергольо, вопреки всем прогнозам, политическим выкладкам, расчётам и ставкам.

Являясь главным соперником кардинала Ратцингера на выборах понтифика в 2005 году, Бергольо признавался одним из самых влиятельных выборщиков на нынешнем конклаве, но многими был сброшен со счетов в качестве папабиля по ряду причин. Во-первых, после ухода Бенедикта XVI, среди основных качеств, которыми должен обладать новый Папа, СМИ называли молодость (разумеется, относительную, зная средний возраст кардиналов), а Бергольо всего на два года младше Папы Ратцингера на момент его избрания. Во-вторых, аргентинский кардинал принадлежит к Обществу Иисуса, более известному как орден иезуитов, а отношение Общества к руководящим постам всегда было настороженным. Недаром история папства не помнит ни одного понтифика-иезуита до сего дня. В-третьих, постоянно проживая в Латинской Америке, кардинал Бергольо был далёк от римской курии, а способность нового Папы взять её в ежовые рукавицы ставилась всеми экспертами во главу угла.

Тем не менее, на конклаве 2005 года, согласно утечке в итальянской прессе, Бергольо получил 40 голосов в третьей баллотировке и, судя по всему, не потерял своего авторитета за последние восемь лет. Ведь, чтобы стать новым римским понтификом, он должен был набрать не менее 77 голосов.

Имя Папы

Несмотря на то, что выбор нового имени не является для Пап обязательным канонически эта традиция, начатая папой Иоанном II в 533 году, укрепилась в Католической церкви. Новый Папа впервые в истории взял имя Франциск, очень символичное, связанное для католиков сразу с тремя яркими личностями.

Учитывая принадлежность Папы Бергольо к ордену иезуитов, будет логично назвать первым святого Франциска Ксаверия, иезуита XVI века, ставшего одним из самых успешных миссионеров в истории Католической Церкви. Он проповедовал Евангелие в Индии, Японии, Индонезии и Китае, положив начало активной евангелизации Востока. Сегодня количество христиан в этих регионах неуклонно растёт, и Римско-католическая Церковь вновь ищет слова для проповеди Евангелия в условиях неортодоксальной для неё культуры. Новых путей евангелизации, многочисленных путешествий и личной проповеди ждёт католическая общественность от нового Папы.

Второй святой, к которому отсылает нас имя, выбранное кардиналом Бергольо, - Франциск Ассизский, известный и почитаемый далеко за пределами Католической Церкви. Выходец из состоятельной семьи, Франциск избрал своей невестой Сестру Бедность и всю жизнь посвятил служению нищим и прокажённым. Подобно ему, кардинал Бергольо в 2001 году отправился в хоспис, где омыл и поцеловал ноги двенадцати больным СПИДом. Также известно его пренебрежение к почестям, положенным князю Церкви: все эти годы Бергольо жил в небольшой квартире и передвигался по городу на общественном транспорте, вместо положенного ему по статусу лимузина. Он прославился призывами к защите бедных в Латинской Америке и осуждением острого социального неравенства, существующего в этом регионе.

Наконец, нельзя не упомянуть о святом Франциске Сальском, выдающемся богослове конца XVI – начала XVII вв., который активно противостоял наступающему кальвинизму. Сегодня, когда во многих странах мира протестантизм отвоёвывает себе львиную долю паствы Христа, пример Франциска Сальского может быть не менее важным для нового Папы, чем два других, упомянутых выше. Кроме того, кардинал Бергольо полностью оправдывает высокие требования к Папе как богослову. Докторскую степень он получил в Германии. Также известно о причастности Бергольо к движению Comunione e Liberazione, призывающему объединить веру и разум на пути познания Бога.

Таким образом, имя, избранное новым Папой в понтификате, представляется глубоко символичным и открывает нам отдельные грани личности нового главы Католической Церкви.

Большие надежды

Чего ждёт мир от Папы в XXI веке? Он должен быть и прекрасным богословом, и яркой медийной фигурой, и гениальным менеджером, который твёрдою рукой наведёт порядок в римской курии, и Церковь реформировать не побоится, и, в то же время, христианскую нравственность на поругание не даст. Отвечает ли этим запросам избранный Папа Франциск I? Притом что кардинал Бергольо никогда не считался центристом, эксперты накануне конклава говорили о том, что его кандидатура могла бы примирить либералов и консерваторов.

С одной стороны, Бергольо отличается довольно категоричными взглядами в вопросах морали: в 2010 году он официально осудил легализацию однополых браков в Аргентине, также он призывал духовенство и мирян активно выступать против контрацепции, абортов и эвтаназии. Бергольо радикально называл чёрное чёрным, твёрдо придерживаясь вероучения Католической Церкви, даже когда его взгляды называли средневековыми, а его самого – инквизитором.

С другой стороны, аргентинский кардинал неоднократно говорил о том, что риски, сопутствующие переменам, лучше, чем загнивание в отсутствие назревших перемен. Либералы явно увидели в этих высказываниях обещание структурной реформы и уж точно предложат свою поддержку в поисках новых форм организации церковной жизни, если встанет такая необходимость.

Католическая Церковь сегодня находится в условиях многозадачности. Её внутренняя организация усложняется, с каждым годом появляются всё новые движения и объединения мирян, часть которых стремится абстрагироваться от иерархии Церкви. В то же время, растёт процент верующих из стран Востока и Африки, что неизбежно ведёт к появлению в Церкви новых культурных традиций, пугающих своей неортодоксальностью, вызывающих споры. Если говорить о внешней среде, во многих странах процессы секуляризации и десекуляризации происходят одновременно и влекут за собой самые разнообразные кризисы. Снижение процента практикующих католиков при росте их общего числа, запреты на ношение религиозной атрибутики при отстаивании права на самовыражение, однобокое освещение жизни Церкви в публичной сфере, отмирание института брака – в каждой стране свои проблемы. В этих условиях ожидать, что Папа разрешит все проблемы разом и навсегда, более чем наивно.

В своём первом обращении Папа Франциск назвал путь современной Церкви «путём братства, любви и взаимного доверия» и, прежде чем дать благословение «Городу и миру», попросил весь народ Божий помолиться о том, чтобы Господь благословил его самого. И народ молился: под дождём на площади святого Петра, перед экранами телевизоров, перед компьютерными мониторами и радиоприёмниками. На мой взгляд, это было отличным напоминанием всем верующим о том, что Католическая Церковь – это не только Папа, отказавшийся от Престола или вновь избранный, как это представлялось на протяжении последнего месяца. Католическая Церковь – это община верующих, а любовь – её единственное оружие. В этом романтическом ореоле она и вступила в новый этап своей многовековой истории.

       
Print version Распечатать