Громкие отставки впереди

От редакции. Эдуард Россель являлся губернатором Свердловской области почти 19 лет, таким образом, представляя собой группу "губернаторов-тяжеловесов". Однако на очередном представлении кандидатов на пост главы исполнительной власти Свердловской области Дмитрий Медведев не утвердил одного из опытнейших губернаторов России, назначив вместо Росселя 50-летнего Александра Мишарина. Сегодня, 23 ноября, Александр Мишарин начинает свою деятельность на посту губернатора региона. О том, почему Росселю "не продлили контракт" и что ожидать от нового главы Свердловской области, РЖ рассказал политолог-регионалист, директор Агентства региональных исследований Ростислав Туровский.

* * *

Если судить по тому, как происходило назначение, очевидно, что ему предшествовал очень долгий процесс согласования. Соответственно, решения, как я понимаю, не было принято вплоть до последнего момента. Причину этого необходимо усматривать в слишком уж противоречивых тенденциях, которые связаны со Свердловской областью.

Как известно, Свердловская область – это очень тяжелый регион. Несмотря на то, что Эдуард Россель уже долгое время его возглавлял, в последнее время стало очевидно, что он утрачивает контроль над политической ситуацией в области. И хотя Россель относится к числу опытных губернаторов-тяжеловесов, целый ряд избирательных кампаний, муниципальные выборы и связанные с ними противоречия и скандалы показали, что властная вертикаль в регионе должным образом, то есть в соответствии с требованиями федерального Центра, так и не была выстроена.

Таким образом, с моей точки зрения, к Эдуарду Росселю, как губернатору, предъявлялись две основные претензии. Во-первых, центр счел недостаточным уровень политической стабильности в Свердловской области, а саму ситуацию в области слишком конфликтной. Во-вторых, все более становится очевидным, что по отношению к губернаторам-старожилам в Кремле формируется особая стратегия. Кремль стремится пусть постепенно, но все-таки заменить значительную часть губернаторов, правящих еще с начала 1990-х годов. И все же следует учитывать, что решение о замене Росселя принималось с большим трудом, и шансы на его переназначение сохранялись до последнего.

Несмотря на все указанные выше причины, я думаю, нужно здраво понимать: Свердловская область такова, что с ней едва ли сумеет справиться какой-либо губернатор. Важно отметить, что Россель всеми силами стремился показать, что контролирует ситуацию в регионе, но ему это в полной мере сделать не удалось.

Уровень политической и социальной стабильности, достигнутый при Росселе, конечно, был невысоким, ниже среднего по стране, однако, риски, связанные с приходом нового губернатора, достаточно высоки и могут дестабилизировать регион. Как кажется, федеральный центр это понимал и, наверное, пытался учесть сей факт, вынося решение о смене губернатора.

Что касается самой кандидатуры нового губернатора, то здесь было принято довольно типичное решение - типичное еще для времен, когда президентом был Владимир Путин. Выбор был остановлен на кандидатуре влиятельного федерального варяга с местными корнями, который фигурировал, собственно, в списке кандидатов. Логика назначения статусного управленца федерального уровня возобладала над логикой сохранения той, пусть небольшой, но все-таки стабильности, которая отличала регион при Росселе.

Что касается Мишарина, то можно отметить, что очевидным кандидатом в губернаторы он, конечно, не был. Его приход в регион – это определенная неожиданность для местной элиты. Пока ситуация неопределенная, поскольку не ясно, насколько активно и жестко Мишарин будет менять что-то в регионе, как не понятно и то, что именно он будет менять. Об этом пока рано судить. Впрочем, это извечная проблема. Когда меняют опытного действующего губернатора на новичка, то всегда проводится довольно рискованный эксперимент с совершенно неизвестным исходом. Из кого будет состоять новая команда? Как будут выстраиваться отношения с многочисленными центрами силы, с политическими и бизнес-группами в регионе? На эти вопросы пока нет ответов.

Едва ли можно исключать, что та конфликтность, которая наблюдалась в регионе при Росселе, сохранится. Возможно поменяются конфликтующие стороны, но не факт, что с приходом нового губернатора ситуация станет более устойчивой. В сущности, это запрограммировано особенностями региона, очень полицентричного, амбициозного, сложного, внутренне конфликтного и противоречивого, с которым, как я уже сказал, даже Россель, будучи опытнейшим аппаратным волком, не смог справиться. Поэтому думаю, что и новому губернатору сделать это будет очень трудно.

Нельзя не учитывать, что назначение Мишарина – это продолжение общей тенденции в пользу замены старых губернаторов на новых чиновников, которая наметилась при президенте Медведеве. Важно отметить, что эта тенденция установилась еще тогда, когда действовала старая процедура предоставления списка кандидатов на пост губернатора. В Свердловской области была реализована новая процедура, в соответствии с которой «Единая Россия» в итоговый список почти всегда включает действующего губернатора и оставляет за президентом право принятия итогового решения о доверии предыдущему губернатору или обнаружению ему замены.

Пока эта новая практика совершенно не устоялась. Но уже самое первое решение в рамках новой процедуры показывает, что пребывание имени действующего губернатора в итоговом списке вовсе не является гарантией сохранения им своего поста. Соответственно, очевидно, что замены губернаторов впереди. Я бы не стал говорить, что такие замены будут очень радикальными и повсеместными. Свердловская область просто является громким случаем. Речь, безусловно, идет не о губернаторах-тяжеловесах, которых осталось не так много, а о гораздо более обширном списке действующих губернаторов, очень разных и в очень разное время пришедших к власти.

       
Print version Распечатать