Где же интифада?

Надо "ловить мышей"

Опрос, проведенный в США изданием "Foreign Policy", показал, что Израиль, с его 14% голосов, оказался в самой нижней части списка "ближневосточных" интересов США. Его опережают Пакистан (22%) и Саудовская Аравия (17%). Как правило, падение интересов к постоянному партнеру объясняется тем, что партнер, как говорится, перестал "ловить мышей". Напомним, что Израиль всегда четко и эффективно действовал по защите интересов западных союзников на Ближнем Востоке. Для этого он и был создан. 26 июля 1956 года египетский президент Гамаль Абдель Насер объявил о национализации Суэцкого канала. 31 октября западные союзники бомбили египетские позиции, а заодно объекты в Каире и Александрии. При такой поддержке израильтяне эффективно доказали свое военное превосходство.

Аналогично в Шестидневной войне. Вопреки множеству мифов, которых создано, видимо-невидимо вокруг евреев и Израиля, Америка была в курсе дела. Был проявлен большой интерес к усмирению мятежных арабских режимов, которые, кроме того, поддерживались СССР. Зная о войне за два дня до ее начала, Соединенные Штаты подтянули в восточную часть Средиземного моря к маю 1967 года практически весь 6-й флот США, насчитывавший тогда 10 оперативных соединений.

В 1982 году Израиль напал на Ливан. США были заинтересованы в уничтожении больших скоплений вооруженных исламских формирований в Ливане. Евреи никогда не обладали особой свирепостью исторически и в рукопашной схватке себя не прославили. А здесь вдруг такая прыть. Ясно, что без Америки не обойтись. Не было бы США, и об Израиле никто и ничего бы не знал.

Летом 2006 года в Ливане все повторилось. ЦАХАЛ ринулся в бой, то есть в Ливан. А США поддерживали Израиль в ООН, давая время на разгром "Хезболлы". Но тут произошла осечка. Впервые за всю историю американо-израильского альянса Израиль не только не выполнил приказ, но и показал всему миру свою неспособность вести войны в условиях появления ракетного оружия ближнего боя.

Проще говоря, в прошлых войнах арабы по-настоящему воевать не хотели. Израиль их раззадорил и натренировал. Короче, ни мощная авиация Израиля, которая сопоставима с авиацией Англии или Франции, ни лучшие в мире танковые армады "Меркав", ни три элитарные дивизии не смогли расколотить полупартизанские отряды "Хезболлы", не обладающие и малой толикой того, чем обладал ЦАХАЛ. Конечно, Израиль в состоянии разгромить Иран или Сирию в масштабной войне с помощью своей бронетанковой и авиационной армий, но такая война маловероятна.

В итоге Америка уже не может ничего серьезного поручить Израилю. Правда, на что-то Израиль еще способен. Телеканал "Аль-Арабия" сообщил, что несколько израильских самолетов проникли в сирийское воздушное пространство со стороны Средиземного моря, т.е. севернее Ливана, и пролетели над сирийским портом Латакия, который недавно начали реконструировать российские специалисты. Латакию, один из центров российско-сирийского военного сотрудничества, Россия намерена превратить в свою базу на Ближнем Востоке. Получается, что израильтяне просто посмеялись над Россией. Но Владимир Путин не тот человек, который позволяет смеяться над собой. Теперь у России появилась причина создать в Сирии эффективный оборонительный узел.

Хотя израильтяне не знают, что делали самолеты ЦАХАЛа в воздушном пространстве Сирии, нанесли ли они удар по каким-либо объектам и если нанесли, то по каким именно, операция ВВС получила одобрение общества. Рейтинг премьер-министра Эхуда Ольмерта благодаря "сирийскому инциденту" резко вырос. Как следует из опроса, проведенного институтом "Дахаф" по заказу "Едиот Ахронот", 78% израильтян одобряют операцию ВВС в Сирии и лишь 10% относятся к ней негативно. Общество довольно акцией, несмотря на то, что лишь 13% респондентов верят, что она снизила вероятность войны с Сирией. 32%, напротив, полагают, что опасность войны повысилась. Половина опрошенных не думают, что вероятность военного столкновения с Сирией как-либо изменилась. Если накануне Рош а-Шана лишь 25% опрошенных положительно оценивали деятельность Ольмерта на посту премьер-министра, то теперь ему поставили оценку "хорошо" 35% респондентов. Тех, кто считает Эхуда Ольмерта плохим премьер-министром, стало на 7% меньше - 63% вместо 70%. 20% респондентов прямо признали, что операция в Сирии изменила в лучшую сторону их оценку главы правительства. 4% сообщили, что стали относиться к Ольмерту хуже. В понедельник глава правительства выступил с примирительным заявлением в адрес Сирии. Он сообщил, что готов начать мирные переговоры без предварительных условий и очень уважает президента Асада.

Так, Израиль оказался в самой нижней части списка "ближневосточных" интересов США. Для изменения имиджа Израиля в глазах Америки нужна еще одна большая война.

Запах израильских "пирогов"

Параллельно появилась еще одна новость. Палестинское новостное агентство "Maan" опубликовало документ, который "является предварительным вариантом соглашения об окончательном урегулировании" между израильским премьер-министром Эхудом Ольмертом и главой Палестинской автономии Махмудом Аббасом (Абу Мазеном). В документе говорится, что Израиль обязуется поэтапно в заранее установленные сроки эвакуировать все еврейские поселения в Иудее и Самарии. Согласно документу, некоторые поселенческие блоки могут быть сохранены, однако в обмен на них палестинцы получат эквивалентные участки земли в пределах "зеленой черты". На территории, освобожденной от поселений, будет создано Палестинское государство. По данным агентства, договор содержит восемь пунктов. Израиль завершит оккупацию Западного берега в согласованный период времени.

Размежевание и эвакуация (поселений) пройдет в несколько этапов. Каждая эвакуированная область будет передана палестинским властям, которые обязуются навести на этих территориях общественный порядок. Существование режима в секторе Газа, желающего стать частью мирного процесса, позволит Израилю рассматривать сектор Газа и Западный берег как единое политическое образование. Невооруженное Палестинское государство будет создано в пределах границ 1967 года. Точная граница будет отображать потребности безопасности, а также гуманитарные и демографические потребности (обеих сторон). Обмен территориями позволит сохранить в пропорции 1:1 поселения, находящиеся под контролем Израиля, и вместе с тем гарантировать соседство с палестинцами и экономическое развитие. В Иерусалиме будут созданы две столицы, и для Израиля, и для Палестины, при этом обе будут суверенны. Оба муниципалитета будут сотрудничать для повышения качества жизни всех жителей города. Будут предприняты специальные меры для обеспечения свободного доступа всем желающим к религиозным святыням различных конфессий. Для поддержания связи между двумя народами будет создана специальная администрация по контролю за святынями в Старом Городе Иерусалима.

Палестина будет объявлена национальным домом палестинского народа. Израиль будет признан национальным домом еврейского народа. Для решения проблемы палестинских беженцев будет найдено справедливое и взвешенное решение, учитывающее страдания, которые им пришлось пережить в связи с изгнанием, и понимание, что реализация национального самоопределения станет главным аспектом соглашения. Обе стороны объявят о готовности прекратить конфликт и действовать в направлении усиления общественной поддержки соглашения в максимально возможной степени. Обе стороны будут действовать со всей возможной силой, вместе или порознь, против любого проявления насилия или террора, от какой бы стороны они ни исходили. Обе стороны видят данное соглашение как значимое проявление принципов мирной инициативы Лиги арабских государств и призывают членов ЛАГ предпринять действенные меры по его выполнению. Точно так же обе стороны призывают участников "Ближневосточного квартета" и международное сообщество гарантировать (выполнение соглашения) и помогать различными способами его реализации. Документ планируется представить на международной конференции по мирному урегулированию на Ближнем Востоке в Вашингтоне в ноябре.

51% экспертов, принимавших участие в составлении доклада "Terroristic index", полагают, что урегулирование конфликта на Святой земле было бы очень важным для нанесения поражения "джихадистскому исламизму". Это, естественно, не результаты опроса, опубликованные Европейским союзом в 2003 году, в котором Израиль описывался более чем половиной опрошенных экспертов как "максимальная угроза миру в мире". В Европе понимают, что проблема терроризма обострилась в результате того, что Израилю не удалось узаконить захваченные палестинские территории. Так, фактически с помощью Еврейского государства проблема терроризма приобрела международное значение. Мусульмане связывают происходящее в Израиле с национальным унижением не только палестинского народа, но и всего исламского мира. Это привело к глобальному распространению терроризма. Вместо фундаментального соглашения проблему пытались решить силовым путем. И вот уже весь мир втянут в войну, понимая, что корни ее в Палестине.

А Америка тем временем застряла в Ираке. Ясно, что новая стратегическая инициатива США будет проявляться в попытках установления прямых контактов с враждебными США исламскими режимами. Например, впервые за три десятилетия США и Иран сели за стол переговоров. Это произошло 28 мая в резиденции иракского премьера Нури аль-Малики в центре Багдада. В этой ситуации Израиль через резонанс от подавления палестинских волнений в Газе и на Западном берегу мешает подобного рода переговорам, провоцирует исламизацию арабских стран, рост экстремизма на Ближнем Востоке. И не только в Иране и Ираке.

Это дестабилизирует обстановку в Египте. В столице Пакистана на фоне ставшей уже обычной нестабильности в северо-западных районах страны, столкновений правительственных войск с исламскими экстремистами и сепаратистами произошла вылазка исламских радикалов. В некоторых регионах правят бал исключительно племенные вожди, а улемы, толкователи шариата, вводят его законы, самочинно отменяя статьи Конституции. По результатам голосования в парламенте президентом Турции объявлен Абдулла Гюль ("Партия справедливости и развития"). Международные наблюдатели отмечают "исламистское прошлое" турецкого дипломата, избранного на пост президента светской мусульманской страны. В третьем туре кандидатуру Абдуллы Гюля, который изначально был фаворитом президентской гонки, поддержали 339 законодателей. Для победы было достаточно набрать 276 голосов. И эти примеры можно продолжать до бесконечности. Конечно, нельзя все сваливать на Израиль, но палестино-израильский конфликт является самым застарелым.

В этой ситуации США будут вынуждены пойти на некоторые уступки арабскому миру и принудят Израиль смягчить положение на территориях. А это возможно только через территориальные уступки. Но израильский кабинет министров по вопросам безопасности и внешней политики принял предложение министра обороны Эхуда Барака и объявил сектор Газа "враждебным образованием". Это решение принято на заседании, на котором обсуждались способы реагирования на продолжающиеся обстрелы израильской территории ракетами "Кассам" и, в частности, на обстрел военной базы "Зиким", в результате которого пострадали 69 солдат-новобранцев. Министр обороны предложил пока воздержаться от масштабной военной операции в секторе Газа, а вместо этого объявить управляемую "Хамасом" территорию "враждебным образованием" и применить к ней экономические санкции, вплоть до отключения электричества и прекращения поставок топлива. О полной блокаде Газы речь не идет - поставки воды, как и поставки электроэнергии и топлива для больниц и других гуманитарных целей, будут продолжены. На заседании кабинета были заслушаны мнения юридических советников МИД и военной прокуратуры. Юристы считают, что международное сообщество признает легитимность мер против правительства "Хамаса", которые не будут представлять собой коллективного наказания для всего населения сектора Газа. Решение кабинета принято единогласно. Его текст гласит: "Хамас является террористической организацией, которая захватила контроль над сектором Газа и превратила его в территорию врага. Эта организация предпринимает враждебные действия против Израиля и его граждан и несет за них ответственность". Представители Хамаса назвали решение израильского правительства "объявлением войны" и осудили молчание "незаконного правительства Рамаллы" по этому поводу. Но приехавшая в Израиль Кондолиза Райз вдруг забеспокоилась о "бедных" палестинцах и выступила против блокады Газы. Столь неожиданная жалость ей не свойственна, что говорит о возможной смене приоритетов в американской политике по отношению к "странам-изгоям".

Выходит, что расплачиваться Америка по своим долгам будет израильским "пирогом", убивая двух зайцев: одного - для себя, другого - для Израиля, поскольку удерживание территорий может привести к вспышке новой войны на Ближнем Востоке. И в этой войне, скорее всего, не поздоровится Израилю, если вспомнить опыт второй Ливанской войны, так как защита от низколетящих ракет из Ливана и Газы у Израиля отсутствует.

Через восемь месяцев после окончания второй Ливанской войны власти Израиля разрешили к публикации информацию о том, что в ходе противостояния одна из ракет ливанского террористического движения "Хезболла" поразила нефтеперерабатывающий комплекс "БАЗАН" в районе северного израильского города Хайфа. Речь идет об одном из самых стратегически важных объектов Еврейского государства. Ракета, выпущенная по Хайфе летом 2006 года, упала на отрытой местности в непосредственной близости от цистерн с опасными химическими веществами. К счастью, возгорания не произошло, что предотвратило масштабную экологическую катастрофу на севере Израиля. И таких мест в Израиле предостаточно. Куда еще оружием бряцать...

Как Давид превратился в Голиафа

Несмотря на то, что в начале второй Ливанской войны ЦАХАЛ с помпой объявил об установке систем "Хец" в Цфате и Хайфе, не было предпринято ни одной попытки сбить ракеты, выпущенные "Хезболлой". С тех пор никто не спрашивал высшее военное начальство о том, почему ЦАХАЛ не сбивал ракеты, летевшие в Хайфу или Хадеру. Потому что установки "Хец" не в состоянии справиться с ракетами такого типа. И в командовании ВВС были прекрасно осведомлены об этом. Тем не менее установка заведомо неэффективных систем была широко освещена в прессе, чтобы создать фальшивое чувство безопасности у населения. Если система "Хец" не способна сбивать "катюши", а также сирийские ракеты СС-21, гораздо более опасные из-за высокой точности попадания, а ракетной угрозы из Ирака более не существует, зачем, спрашивается, она вообще нужна? На это командование ЦАХАЛа и система безопасности отвечают, что "Хец" способна будет сбивать иранские ракеты с ядерными боеголовками, если таковые появятся.

Главным оружием против ракет в Израиле является ракета "Хец-2". Она зарекомендовала себя как успешное орудие борьбы с ракетами типа "Скад", состоящими на вооружении Сирии. Однако для того, чтобы сбивать ракеты "Шихаб", необходимо дополнительное усовершенствование. "Хец-2" поражает ракеты, запущенные с расстояния несколько сотен километров. При столкновении общая скорость перехватчика и "Скад" составляет около 7.500 км/ч. Ракеты "Шихаб" запускаются с большего расстояния и летят по более крутой параболе, в результате чего падают на цель с большей высоты и набирают более высокую скорость. Соответственно, для того чтобы успешно сбить такую ракету, "Хец" должен развивать большую скорость, чем сегодня. Помимо этого "Шихаб" оснащается разделяющимися боеголовками. Когда ракета достигает максимальной высоты, боеголовки отделяются от основного корпуса и продолжают самостоятельный полет к цели. Поэтому перехватчик должен вдобавок к скорости обладать большей точностью. Для "Хец-3" придется также разрабатывать новые датчики. "Хец-2" распознавал ракету по выделяющемуся теплу. Но "Шихаб" поднимается на огромную высоту, где царят низкие температуры, и проводит там относительно долгое время, поэтому охлаждается гораздо сильнее, чем сирийские ракеты. Для распознания "Шихаб" требуются дополнительные датчики, например радары.

Арье Герцог, начальник отдела министерства обороны, ответственного за проект "Хец", сообщил, что создание системы ПРО третьего поколения действительно обсуждалось в оборонном ведомстве, но решение пока не принято.

Но главная опасность для Израиля идет не от Ирана. Глава Службы общей безопасности (ШАБАК) Юваль Дискин заявил на заседании комиссии по иностранным делам и обороне, что террористы Газы усовершенствуют свои ракеты, и вскоре в пределах досягаемости "Касамов" может оказаться город Кирьят-Гат, а также многие стратегические объекты. Это и погубило Интифаду, так как " живые" бомбы уже не нужны. Но правительство Еврейского государства отказалось от предложенной Великобританией системы ПРО, уже применяемой в Ираке. Согласно данным министерства обороны Великобритании, система C-RAM в состоянии перехватывать порядка 80% снарядов. Армия тестирует эту новую антиминометную систему, являющуюся огромным пулеметом, способным стрелять вокруг себя. С помощью бортового радара он отслеживает находящиеся вблизи минометы и уничтожает их. Оружие поражает радиусом действия. Его мощности достаточно для того, чтобы разрушить город. Множество деталей программы все еще засекречено, но известно, что оружие будет размещаться на прицепе автомобиля. Первые подобные системы, разработанные компанией "Raytheon", были размещены в Ираке около года назад и используются американцами для защиты Зеленой зоны, укрепленного района Багдада, где расположены представительства госучреждений и дипмиссии.

По мнению специалиста в области вооружений, экс-главы агентства противоракетной обороны Homa Израиля Узи Рубина, C-RAM способен обеспечить безопасность населенных пунктов на юге Израиля от ракетных обстрелов. 4 подобных комплекса, которые могли бы полностью обезопасить район Сдерота, обошлись бы Израилю в 15 миллионов долларов. Для сравнения сообщим, что оказавшийся бесполезным во второй Ливанской, проект "Меркава" обошелся Израилю в 10 миллиардов долларов. Рубин отметил, что предложения о приобретении комплексов поступали в Израиль еще более года назад. Но министерство обороны предпочитает инвестировать средства в разработку отечественной системы "Железный купол", которая, по оценкам аналитиков, сможет быть введена в эксплуатацию в лучшем случае в 2011 году. Добавим, что обстрелы севера Израиля продолжаются уже много лет и было время решить эту проблему. С января 2006 года с территории сектора Газы по южным израильским городам было выпущено более 1600 ракет "Кассам".

Еще Амир Перец изложил в письме Эхуду Ольмерту требования к "системе безопасности", которые заключаются в открытии финансирования по ряду программ. 350 миллионов шекелей нужны для возведения и ремонта гражданских защитных сооружений. Еще 150 миллионов - для замены противогазов и обеспечения защиты населения против химической атаки. Ведение разработок противоракетной защиты от обстрелов "катюшами" и "Кассамами" требует 40 миллионов шекелей в год. Для обеспечения блокады границы с Египтом необходимо 250 миллионов. Бывший министр обороны подчеркнул, что эти расходы не были предусмотрены в бюджете на 2007 год и требуют отдельного финансирования. Амир Перец потребовал от премьера созвать заседание кабинета для обсуждения этих проблем, но "воз и ныне там". Косвенно это говорит о том, что Израиль ни с кем воевать не собирается, хотя наше руководство может и "почудачить".

       
Print version Распечатать