Фестиваль Kulturus прошел по Праге "от Майдана до Крыма"

В ходе фестиваля актуальной русской культуры Kulturus, длившегося неделю и завершившегося в Праге в минувшие выходные, прошел ряд мероприятий, основной темой которых стала нынешняя ситуация в Украине и роль России в украинских событиях последнего года. Состоялись выставки, кинопоказы и концерты, а также выступления правозащитников, социологов, политологов и культурологов, участники которых говорили о современной культуре России через призму ее отношений с другими странами.

Старт на "Майдане"

По словам идеолога и организатора фестиваля, художника и оппозиционного активиста Антона Литвина, "несмотря на то, что у Kulturus нет официальной темы, второй год подряд под влиянием внешних обстоятельств у фестиваля появляется красная линия - тема, о которой будет больше всего разговоров. Если в прошлом году это было "болотное дело", то в этом году, очевидно, невозможно было пройти мимо событий Крыма и всей Украины".

"Мы начали фестиваль на Майдане и закончили Крымом. То есть открылся Kulturus показом фильма Сергея Лозницы "Майдан" и выставкой живописи "Тело революции" Влада Юрашко, а завершили его музыкальным вечером на пражской улице с символичным названием Крымская", - заметил Литвин.

Фестиваль сразу вызвал немалый ажиотаж и много споров, открывшись выставкой живописи Влада Юрашко "Тело революции", чьи работы написаны под впечатлением от происходящего в Киеве во время протестов, а также показом фильма Сергея Лозницы "Майдан". Многие зрители, среди которых были и украинцы, не согласились с режиссерским видением событий Майдана. Автор, лично приехавший на Kulturus представить картину, кажется, уже привык к критике своей работы на различных международных кинофестивалях, включая Каннский, поэтому достаточно спокойно отнесся к нападкам публики, недовольной обезличиванием Майдана на продолжительных общих планах картины, где несколько стационарных камер фиксировали некое броуновское движение людей перед объективами на протяжении многих часов.

Ожидаемый интерес зрителей вызвала дискуссия социолога и теле- и радиопродюсера Анатолия Голубовского и политолога и журналиста Александра Морозова "Культурная политика после Крыма" об ошибках культурного сообщества в прошлом и новом векторе интеграции в культуру страны. Не остался без внимания и вечер "Русская тюрьма: опыт свободы", организованный лидером и основателем движения "Русь сидящая" Ольгой Романовой. Каждый день на фестивале проходил сбор средств в поддержку политзаключенных.

"Либо к умным, либо к красивым"

Как отметил Антон Литвин, сроки проведения фестиваля в этом году как раз диктовались двумя датами: 28 октября - День провозглашения независимости Чехословакии и 30 октября - День политзаключенных в России. Первая дата была важна фестивалю, поскольку в этот день президент Чехии Милош Земан посмертно награждал в Пражском граде медалью "За заслуги" I степени диссидентку, правозащитницу, переводчицу и поэта Наталью Евгеньевну Горбанескую, участвовавшую в демонстрации 25 августа 1968 года семи советских диссидентов на Красной площади против введения в Чехословакию войск СССР и других стран Варшавского договора. Перед торжественной церемонией награждения в рамках программы Kulturus языковая школа Czech Prestige, которой было присвоено имя Горбаневской, открыла табличку с новым названием учебного заведения в присутствии ее сыновей и внуков, а также еще одного участника исторической демонстрации - Виктора Файнберга.

И эти мероприятия вновь приобрели широкий общественный резонанс. Файнберг, приглашенный на церемонию вручения ордена, отказался приехать в Пражский град, осудив президента Чехии за поддержку политики России и оправдание агрессии в Украине, призвал его занять более жесткую позицию по отношению к российской власти, при которой в стране до сих пор существуют политзаключенные. Вместе с Файнбергом украинские и чешские активисты призывали сыновей Горбаневской не принимать награду из рук президента, чьи высказывания идут вразрез с лозунгом демонстрации 1968 года "За вашу и нашу свободу".

Директор Kulturus, где на следующий день после награждения прошел вечер памяти Горбаневской, считает, что "понять позицию активистов можно: либо ты вручаешь награду человеку, который боролся за права политзаключенных, независимость и свободу, либо ты поддерживаешь агрессию Путина".

"Но президенты приходят и уходят, а, как кричали на Майдане, "герои не умирают", поэтому Горбаневская должна была быть награждена, и в истории теперь останется тот факт, что государственная награда Чехии и Словакии присуждена этой невероятной героической женщине", - сказал Литвин. Ярослав и Иосиф Горбаневские согласились с его мнением и появились на торжественном вечере, однако несколько дней спустя написали открытое письмо Земану, в котором призвали его потребовать от российских властей освобождения политзаключенных.

Ответ Земана потомкам и коллегам Натальи Горбаневской не заставил себя долго ждать. В воскресенье в прямом эфире Чешского радио Земан дал скандальное интервью на тему политзаключенных в России с использованием ненормативной лексики, за что был осужден многими чешскими политиками и общественностью в целом.

Палитра для всех органов чувств

Литвин, в первую очередь художник, сравнивает Kulturus с палитрой, где все мероприятия и участники фестиваля составляют общую картину актуальной ситуации в России.

"Фестиваль должен быть для всех органов чувств, так что, помимо разговорного жанра в виде социально-политических дискуссий, необходимо было включить в программу и музыку, и кино", - объяснил он, рассказывая, как отбирал программу для фестиваля.

Так, в Праге состоялся показ фильма "Братья Ч" - кинодебюта режиссера Театра.doc Михаила Угарова по сценарию драматурга Елены Греминой. Она, кстати, в прошлом году приезжала на Kulturus с премьерой своего спектакля "150 причин не защищать Родину". Также в рамках фестиваля прошла презентация книги писателя и путешественника Дмитрия Петрова "Кеннеди. Рыжий принц Америки". К "культурной" части можно отнести и творческий вечер сатирика Виктора Шендеровича, который немало удивил собравшихся на его выступление пражан, заявив: "сегодня не о Путине".

"Кино об истории семьи Чехова не имеет ровным счетом никакого отношения к политике. Тем не менее, смотришь его и в каждом нюансе улавливаешь какие-то аллюзии с сегодняшним днем. Да и творческий вечер Шендеровича, который самим автором был заявлен как неполитический, воспринимать вне политического контекста довольно сложно, учитывая фигуру автора", - признался Литвин.

На стыке политики и культуры прошло и одно из ярчайших мероприятий второго фестиваля Kulturus - показ отрывков документального фильма "Музей Революция" о художниках, работавших во время революционных украинских событий этого года, и выставке их произведений "Я - капля в океане". Последняя начала свой путь в Вене в Доме художника (Künstlerhaus) и с тех пор путешествует по Европе с целью донести до европейского зрителя атмосферу и ключевые визуальные образы Майдана. Представили картину продюсер Анатолий Голубовский и арт-историк и куратор выставки Константин Акинша, которые рассказали первым зрителям фильма об эстетике Майдана, "незамеченной за кровью и жертвами революции в Украине".

Удивительным совпадением стал приезд на следующий день в Прагу передвижной выставки артефактов, которые были показаны в фильме "Музей Революция". В центре города прямо рядом с пражским ЕвроМайданом на Староместской площади были выставлены расписные каски, самодельные щиты и плакаты, которые буквально несколько часов назад гости фестиваля видели на экране. Литвин назвал подобную случайность "материализацией тех переживаний, которые были испытаны накануне, что говорит о том, что Kulturus движется в верном направлении".

Диалог с Европой

Именно политико-экономический вектор фестиваля с добавлением культурной составляющей для Литвина сегодня является единственно верным путем развития фестиваля, поскольку "в современном мире политика и экономика значительно важнее для культуры, чем культура как таковая".

"Сопротивление в этих областях гораздо больше, нежели в среде художников и деятелей культуры. В этом году я даже хотел позвать экономистов на фестиваль, поскольку анализ экономической ситуации в России имеет прямое отношение к культурной ситуации в России. И тут дело не в финансировании и бюджетах, а во влиянии на умы. У деятелей культуры сейчас очень слабый голос, а экономика и политика стали сейчас куда более этическими категориями, являясь оружием, которым можно сопротивляться. Те же самые экономические санкции - это этическое оружие, которым можно остановить российскую агрессию, так что вывод напрашивается сам собой: экономика сегодня гораздо более этична, чем культура", - считает он.

К какой программе подобное видение ситуации приведет фестиваль в следующем году - остается только догадываться, но уже можно с уверенность анонсировать выступление в Праге поэта и публициста Льва Рубинштейна, приезжавшего на первый Kulturus, и политолога Александра Морозова, которого Литвин называет со-идеологом фестиваля.

Говоря о будущем Kulturus'a, который Литвин планирует проводить ежегодно, он отметил, что не делает ставку на русскую аудиторию: понял, что люди, которые уезжают в Европу из России, уезжают как раз и от того, что привозит фестиваль.

"Было бы странно пытаться интегрироваться в европейское общество, чтобы приходить к нам и обсуждать того же Путина и его "достижения", от которых, собственно, они и бежали. И поскольку вектор задан на расширение фестиваля за счет чехов и вообще европейцев, то на следующий год будет серьезно поставлен вопрос перевода. Я понял для себя, что обязательно нужен синхронный перевод, потому что без него фестиваль попадет в тупик", - рассказал Литвин.

Хотя готово ли российское общество к диалогу с Европой - он не уверен. Именно этот вопрос был поставлен художником во время заключительного концерта в Cafe V Lese на улице Крымская. В первом отделении выступал московский музыкант и композитор Влад Торчинский с джазовой импровизацией, а во второй части - чешско-российский дуэт: Войтех Прохазка и Георгий Багдасаров представили шумовую электронику, которую явно оценили не все гости вечера.

"Готовы ли мы на равных говорить с Европой, когда даже такая музыка, которая для европейца уже полвека как является знакомой, для нас в новинку? - поставил глава фестиваля вопрос перед собравшимися в финале фестиваля. - Когда мы говорим на уровне Чайковского и Толстого, мы сильны, но с тех пор во всем мире культура продолжала развиваться и двигаться дальше - мы же на долгое время были заморожены. Вот еще один вопрос, на который хотелось бы ответить в рамках Kulturus'a".

Фото: Вадим Гривач
       
Print version Распечатать