Европа и Россия: поиск общей идентичности

Политика памяти – это процесс, имеющий два принципиально важных момента. Во-первых, реализация "политики памяти" сулит возможность сотрудничества самых разных стран и групп населения на основе общих переживаний важнейших событий истории. Во-вторых, политика памяти означает, что существует осознаваемая обществом необходимость познакомить свое молодое поколение, у которого нет опыта переживания самых острых моментов национального прошлого, с Историей.

В основе этого процесса лежит желание учиться у прошлого, признавать значимость некоторых событий для хода истории, их негативное или позитивное влияние. Для этого обязательно знать факты и, если возможно, уметь их тематически сортировать. По моему убеждению, несколько расплывчатый смысл этой концепции должен быть комплексным: включать в себя не только официальные мнения о фактах, исходящие от государства или официальных институтов, но и учитывать личные взгляды членов общества, специфику их чувств, таких как боль, счастье, унижение.

Время от времени люди задаются вопросом о том, существует ли в реальности "коллективная память" и кто ее создает. Этот вопрос вызывает бурные дискуссии в политических сообществах и академических кругах. Но все эти дискуссии несколько уводят их участников от самой темы обсуждения.

Важно не стремиться получить абсолютные результаты, раз и навсегда дать "окончательные" определения ключевым фактам истории. Намного важнее само существование базового желания осуществить этот коллективный процесс, "переварить" травмирующие события, случившиеся в прошлом. Часто это действительно наилучший путь к прощению – как своего рода коллективная "тяжелая утрата" по Фрейду, которая приводит к принятию прошлого, что часто, в конце концов, означает и более легкое принятие "другого", чуждого. Это может произойти лишь в том случае, когда в процессе принимают участие все вовлеченные группы – прежние враги, преступники и жертвы, политические противники – все вместе.

Концепция "политики памяти" иногда выглядит спорной из-за использования самого слова "политика", которая, если честно, не самый лучший друг Истории. Но я убежден, что политику необходимо понимать в первоначальном смысле слова, пришедшего из греческого языка: слово polis означало "сообщество, город-государство, группу". "Политика памяти" является очень целостным процессом, он открывает путь к общему ощущению идентичности, будь она местной, региональной или даже международной.

Главная задача "политики памяти" заключается отнюдь не в поиске ответственных за исторические события, жертв и виноватых. Иногда подобный поиск может быть одним из элементов процесса, но часто это не представляется возможным или даже является нежелательным. Цель не в том, чтобы переложить ответственность на новые поколения или создавать оппозиции разным видам памяти и воспоминаний. Еще раз напомню, это процесс, который рассчитан на большее: общее стремление превратить свой изначальный Erlebnis (прожитый опыт) в конструктивный Erfahrung (опыт – мудрость). Совместно учиться у Истории.

Каждой стране приходится иметь дело с рядом воспоминаний о событиях, болезненных для собственного народа или для других народов: немцы и евреи; Франция или Великобритания и их бывшие колонии; черные и белые в Южной Африке; народы Турции и Армении и так далее. Но в одном мы можем быть уверены: для взрослой нации противопоставление себя нынешней своим действиям в прошлом является очень важным для подготовки к будущему. В конце концов, нас большее объединяет, чем разделяет, и я совершенно уверен, что когда-нибудь русские и европейцы придут к тому, чтобы вместе созидать общую историческую память.

       
Print version Распечатать