Эпоха "гуманизма" в Европе заканчивается

Европейское христианство – как католическое, так и православное – находится в критическом состоянии. Социолог, возможно, сказал бы, что это состояние предсмертное. С позиции внешнего наблюдателя можно было бы отметить со статистическим равнодушием, что количество христиан в Европе постоянно и стремительно уменьшается. Меняется и качество исповедания веры. Уходит напряженность религии, она перестает быть жизнеобразующим началом, все больше и больше оттесняясь в область личного мнения. Между тем христианство – это не только набор догматов, но и образ жизни. Причем образ жизни не только в сугубо этических аспектах, но и аспектах повседневных, таких как ритмы еды, ритмы работы, ритмы соития и так далее.

***

Процесс контролируемой дехристианизации Европы начался очень давно, он прошел через разные периоды, в том числе он прошел этап неимоверных жестокостей, которые намного превосходили гонения на христиан времен Римской империи. Священников в буквальном смысле слова давили во времена Французской революции, той самой – так называемой «Великой». В XIX веке в той же Франции шла борьба за время – чтобы часы отбивали время не на церковной колокольне, а на ратуше. И это было объяснимо: ибо кто распоряжается временем, тот, естественно, распоряжается и всею жизнью.

Всем известны чудовищные преследования Церкви в СССР, но ведь и в революционной Испании 1930-х анархисты и социалисты десятками и сотнями расстреливали католиков – и священников, и мирян – именно как христиан. Борьба с христианством продолжается и в наши дни. Уже на моей памяти в Италии было введено правило торговать в воскресенье. Это был законодательно оформленный слом заповеди воскресного дня, дня отдыха в церковном календаре. Сами торговцы противились этому нововведению, но оно было установлено. Можно приводить самые разные экономические обоснования этому закону, но главный его результат – еще один удар по традиционной христианской жизни.

Наблюдая за всем этим, начинаешь понимать, что где-то эти процессы сходятся, что существует некоторая исходная точка всех многочисленных усилий по дехристианизации Европы. Эта твердая и, в общем, пусть кто-то скажет «самоорганизующаяся», но все же вполне определенная волевая установка, твердый волевой напор, который постепенно приобретает институциональные формы. Набор тем более силен, что антитеистическое меньшинство – это исторически наиболее активная часть населения, которая ощущает себя харизматиками, борцами за какое-то лучшее будущее.

Здесь-то и видно, что в истории господствует дух, а не материальные факторы, другое дело, что дух может принимать форму денег, а может – форму права. Но в подпочве исторических процессов, как нас учат и Гегель, и Маркс, лежит все-таки определенный дух и в данном конкретном случае – злой дух гордыни.

***

Отличия России от Европы временны и исторически случайны. Так или иначе русская культура – это культура, прежде всего, христианская, а значит, и европейская. И славянофилы, и Константин Леонтьев все-таки не китайцы по своей культуре, но европейцы. Между русской и европейской культурой нет принципиальных различий. Даже советская власть была абортированным экспериментом европейского толка. Стыдиться или гордиться 37-м годом нам не приходится, потому что в Европе таких же эксцессов было немало. Мы видим аналоги тех же террористических выплесков и у немцев, и у испанцев 30-х годов. А в некоторых исторических условиях аналогичные черты без труда можно найти и у французов, и у англичан.

Но сегодня Европа, возможно, и вместе с Россией оказывается поражена все тем же вирусом «секуляризма». И не случайно некоторые люди говорят, что через поколение христианам опять уготовано мученичество. Секулярное сознание – оно отнюдь не вегетарианское. Оно готово лить кровь. Наивно видеть в новейшем европейском секуляризме гуманизм. Напротив, он представляет собой отказ от гуманизма, который основывался на христианстве.

И эта «гуманистическая» эпоха заканчивается. Это только казалось, что Джордж Оруэлл и Евгений Замятин – про советскую власть. Нет, это про сегодняшнее, 2010 года, состояние мира. Гораздо больше, чем про 1936 год.

       
Print version Распечатать